Пояснительная записка Программа основана на интеграции разных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, архитектуры, литературы. Дополнительная программа составлена на основе программы Басиной Н.Э., Сусловой О.А. . Екатеринбург: Издательство АМБ,2003.- с. Введение в язык искусства: Учебная программа для детей 3-11 лет. Построение учебной программы предполагает выделение общих для всех видов искусств тем, понятий, законов построения: пространства и времени, света и цвета, оттенка, колорита, формы, фактуры, ритма, движения, контраста, взаимодействия и так далее. В искусстве и в детской игре есть общее - это игровой процесс, в результате которого может возникнуть некая модель реальности, преломленная через индивидуальность художника или ребенка. В процессе занятий мы обязательно работаем на стыке реального и параллельно отражаемого миров, на мостике, который и есть собственно процесс творчества. Это всегда деятельность “по поводу” какого-либо явления жизни и обязательно “по поводу” опыта ребенка. Таким образом рождаются новые смыслы вокруг известного. Интеграция в предлагаемой нами программе предполагает не только нахождение образно-эмоциональной общности в произведениях разных видов искусств, но и принципиально иной подход в методе работы с художественным материалом. До сих пор мы рассматривали метод с точки зрения восприятия и осмысления ребенком музыки и закрепления своих впечатлений средствами живописи, графики, пространственного моделирования. Рассмотрим теперь механизм воздействия музыки на сам процесс изобразительного творчества. Условия реализации программы: Занятия по предмету рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий численностью от 10 до 15 человек. Программа художественной направленности Общий объём программы - 32 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Язык обучения - русский; Дистанционное обучение допускается. В этом случае применяется электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, обеспечивающие для обучающихся независимо от их места нахождения достижение результатов обучения путём организации образовательной деятельности в электронной информационнообразовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Даная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе следующих нормативных документов: • Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года). • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). • Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». • Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021 • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д. • Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р) Основные принципы программы 1. Принцип взаимодействия. Этот принцип рассматривается на нескольких уровнях: а) на уровне взаимоотношений между взрослым и ребенком в процессе занятия: - взаимодействие как сотворчество педагога и ребенка; - взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности; б) на уровне сенсорного взаимодействия ребенка с материалом; в) на уровне содержания занятия: - любая тема раскрывается через взаимодействие персонажа (персонажей) и пространства, в котором он существует, а значит действует; г) на уровне содержания курса: - взаимодействие всех тем, входящих в структуру курса. 2. Принцип соизмерения преподносимого ребенку материала, созданного культурой, с качеством и характером пережитых или переживаемых им эмоций. Организация деятельности ребенка как творчества по поводу его личных впечатлений, а также любого явления природы и культуры. 3. Принципы освоения учебного материала: - принцип контрастного сопоставления (сравнение признаков двух и более объектов по контрасту. Этот принцип используется в занятиях с детьми, начиная с 3-х летнего возраста); - принцип подобия (поиск подобия признаков 2-х и более объектов); - принцип поиска нюанса (рассмотрение нюансов одного признака.); - принцип многообразия (нахождение многообразия признаков одного объекта.). При освоении художественного пространства основным принципом является нахождение аналогий в произведениях различных видов искусства 4. Игровая подача материала с учетом возрастных особенностей психологии ребенка. Этот принцип вытекает из игровой природы познавательной деятельности ребенка с одной стороны, и игровой сути искусства, с другой. Фактически, такого рода занятия являются эстетической игрой. 5. Использование в работе с маленькими детьми произведений искусства разных стилей и разных эпох. (Это принципиальная позиция авторов программы). Занятия на материале картин Клода Моне и Гольбейна, Пикассо и Леонардо да Винчи, музыки Моцарта и Дебюсси, Стравинского и Баха... позволят детям почувствовать многообразие впечатлений о мире, представят разнообразие средств их высказывания, создадут предпосылки для более глубокого постижения в дальнейшем философии стилей и их исторической смены. 6. Принцип "метафоры" - это принцип перенесения чувственного опыта ребенка, знания физических свойств материала живой и неживой природы на звук, цвет, линию, форму... Особенно эффективен этот принцип в работе с музыкой как с невидимой материей. " В звуке с наибольшей определенностью и весомостью проявляет себя материальное звено, значащее, стимулирующее фантазию, вытягивающее за собой ассоциативную цепочку, способное служить предметным членом метафоры" ( Е. Назайкинский). 7. Принцип одушевления неживого базируется на особенности сознания маленького ребенка, а именно на его мифологической природе. При таком подходе неживая природа становится для ребенка эмоционально значимой. Выражением этого принципа является также и наделение абстрактных элементов художественного языка признаками конкретного, живого действующего персонажа (например: персонажем может быть точка, линия, форма, какой-либо цвет, звук, музыкальная фраза...). Ставя перед ребенком задачу создать цвет как персонаж ( например: синий грустит, бегущий красный), или линию как персонаж ( обиженная, ласковая, ощетинившаяся), мы создаем ситуацию при которой ребенок, во-первых, подключает свой эмоциональный и чувственный опыт, а во-вторых, не осознавая того, ищет средства для его выражения. 8. Восприятие искусства опирается "в первую очередь на законы эйдетического праязыка и лишь затем на принципы условного языка обобщенных знаковых систем" (Е. Назайкинский). Поэтому в основе метода лежит принцип познания ребенком материала от ощущения через эмоцию к ассоциации и анализу, а затем - к творчеству: я чувствую я представляю - я воображаю - я творю. Цель Овладение языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации ребенка в окружающем его мире природы и человеческой культуры. Задачи 1. Развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления и на основе этого творческой деятельности: - формирование чувственного аппарата (слуха, зрения, осязания, обоняния) на основе сенсорных эталонов; - расширение эмоционального опыта; - формирование представления о звуке, цвете, линии, форме, пространстве и их свойствах на основе природного и неприродного материалов. 2. Обретение возможности свободного вхождения в языковое пространство произведения искусства, способности личностно воспринимать материал искусства: - формирование отношения к звуку, цвету, линии, форме как к игровому материалу; - развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства; - постижение специфики законов, по которым строится произведение искусства; - реализация ребенком своих ощущений, чувств и образов в материале по законам искусства; - словесное выражение своих переживаний и ощущений. Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей. Занятия могут быть как игрового, так и лабораторного характера. Фактически дети начинают заниматься анализом произведения искусства, но не на теоретическом, а на практическом уровне. Педагоги создают лабораторию, где дети экспериментируют со звуком, с цветом, линией, формой, словом, предметом, пространством; выполняют самостоятельные и совместные задания, анализируют результаты выполненной работы. Очень важно, чтобы внутри занятия происходила смена деятельности. Например, дети слушают историю или сказку (завязка занятия с выходом на деятельность), затем следует серия заданий в игровой форме. Это могут быть пластические игры, работа с красками, бумажной пластикой и другими материалами, игра на элементарных музыкальных и немузыкальных инструментах, игры на внимание (тактильное, слуховое, визуальное), просмотр слайдов или видеофильмов на тему занятия и так далее. Таким образом, занятие представляет собой, по сути, вариационную деятельность на заданную тему, а смена деятельности позволяет ребенку, не уставая, усваивать большой объем знаний. Программа ведется двумя педагогами - профессиональным художником (архитектором, искусствоведом, педагогом изобразительной деятельности) и музыкантом. Желательно наличие в группе филолога. Структура программы В центре внимания программы на каждом его этапе - персонаж (или объект) и пространство. Персонажем может быть любой объект живой и неживой природы, искусства. Пространство рассматривается в предлагаемом курсе как понятие многоуровневое: от пространства, окружающего ребенка мира природы и культуры, пространства помещения, в котором обитает и занимается ребенок (интерьер и предметно-игровое наполнение), пространства произведения искусства (живописи, музыки, архитектуры, поэзии) до пространства листа, на котором ребенок творит. Пространство, как и персонаж, постигаются сквозь призму тем, составляющих структуру программы. Первым в структуре заявлен раздел “Материал”, что соответствует психологическому процессу формирования мыслеобраза, в основе которого лежит материальное действие (П.Я. Гальперин). Взаимодействие является одновременно и основополагающим методом освоения всех разделов структуры программы и темой, входящей в нее. Как было сказано в п.1. раздела “Педагогические идеи” все темы программы находятся во взаимодействии друг с другом. В начальной школе основной задачей курса является формирование на основе предыдущего опыта игрового, многовариантного мышления. Обычно разделяют игровую и учебную деятельность. Игру называют основной деятельностью ребенка дошкольника, а учебу - школьника. Игровая природа искусства позволяет привносить в игру первого обучение, а в учебу второго - игру. Занятие становится эстетической игроймоделированием знакомых ребенку явлений или ситуаций. Тема такой игры рассматривается и отыгрывается на разных уровнях: от всего комплекса физических ощущений до осмысления и реализации. При таком подходе овладение навыками превращается в овладение правилами игры, без которых она не может состояться. Композиторы, художники, скульпторы, писатели - авторы тех или иных художественных произведений “участвуют” в занятии-игре, “представляя” свои модели на заданную тему наравне с ребенком. Таким образом, знания не являются чем-то абстрактным, а ложатся на чувства ребенка. В центре внимания курса в дошкольный период был объект, как в окружающем нас мире, так и в мире искусства. Мы подробно изучали его свойства, качества, характер, его поведение. Одно явление рассматривалось в разных формах существования. Такой подход позволял соблюсти компромисс между эгоцентричным восприятием ребенка дошкольного возраста и необходимостью ввести его в объективный мир, где сосуществуют разнообразные явления. С учетом этой важнейшей психологической особенности осуществлялся и подход к работе с произведением искусства. Оно являлось средством формирования эмоционально-психологического опыта ребенка и пока не могло быть им воспринято как эстетически самоценное, автономно существующее явление. В начальной школе мир начинает расширяться: появляется множество других “Я”. Художественное произведение становится для ребенка пространством другого “Я”, сложным благодаря своей эстетической природе. Эстетическое восприятие предполагает мыслить, чувствуя, знать специфику художественной ассоциации и своеобразия языка искусства. Задачи: 1. Ввести ребенка в художественное пространство, в ситуацию соприкосновения с “мировым опытом” и соотношения с ним опыта своего. 2. Сформировать способность “видеть в нереальном одновременно фиктивное и реальное” (Н.Б. Берхин). 3. Помочь освоить язык различных видов искусств. Осуществлению этих задач поможет следующее: 1. Принцип многоуровнего подхода в процессе освоения эталонов искусства: от первого ощущения, чувственного осознания содержания - к композиционной логике его оформления ( здесь напомним триаду, очерченную Е.Назайкинским в “Логике музыкальной композиции” - от фонического аспекта - к интонации, как к структурной единице, и затем - к композиции). Исходя из этого принципа, рекомендуется обязательно возвращаться к одному и тому же художественному произведению при изучении различных тем программы: “Линия”, “Форма”, “Фактура”, “Эмоции”, “Движение” и т.д., каждый раз открывая в нем новые для ребенка смыслы. Важно помнить основной принцип логики познания художественной реальности, предложенный авторами данной программы: от первичного чувственного восприятия целого - к рассмотрению и изучению детали - к более глубокому осознанию и пониманию целого. 2. Принцип постепенности. Нельзя переходить к следующему уровню, если на предыдущем не налажена ассоциативная взаимосвязь между опытом ребенка и “опытом культуры”, отраженном в произведении искусства, если содержание его остается для ребенка чужим. Уровень осознания логики композиции можно не форсировать в начальной школе. Он требует способности осознания противоречий и разнообразия мира как единого целого. Кроме того, переходить к изучению логики структуры художественного произведения можно только в ситуации, когда педагог заметит момент интереса ребенка к тому, как и по каким законам она выстроена. Тонкость и профессионализм педагога могут способствовать глубокому постижению эталонов культуры. Очень важно сохранить и развивать в ребенке-школьнике единство эмоционально-чувственного и аналитического восприятия мира. Структура программы в начальной школе становится более гибкой. Темы, входящие в структуру, на некоторых этапах смыкаются. Так на этапе 6-7 лет возник блок: “Цвет. Звук. Линия. Форма.”. В школе возникают новые - “Линия. Движение”, “Цвет. Движение”, “Звук. Движение”, “Эмоции. Взаимодействие”. Одна тема проникает в другую. Что же касается понятия взаимодействия, то оно выступает и как метод и как тема, входящая в структуру программы. Это позволяет увидеть ребенку взаимосвязь явлений в окружающем мире и в искусстве, воспринимать их более целостно и полно. Гибкость структуры дает возможность педагогу акцентировать внимание ребенка на той или иной теме, тем самым более подробно рассматривать ее. Педагог держит в поле зрения ребенка и общее и деталь. Требования к уровню подготовки Дети, прошедшие “Введение в язык искусства”, обладают следующими навыками в восприятии искусства: 1. Умеют распознавать общие и различные признаки в музыке, изобразительном искусстве, графике. Свободно могут проводить аналогии между изобразительным и музыкальным пространством. 2. Могут определять характер симметрии в окружающем нас мире и в произведении искусства. 3. Не только знакомы с понятием ритма, но и обладают восприятием ритма как выражением эмоционального состояния персонажа, энергетики пространства. 4. Имеют представление о таких жанрах, как натюрморт, портрет, пейзаж - в живописи; вальс, мазурка, полька, фокстрот, регтайм, марш, ноктюрн, колыбельная, прелюдия, соната, увертюра, симфония - в музыке. 5. Имеют начальные навыки слышания процесса развертывания музыкального материала, которые создают предпосылки для постижения в будущем такой сложной формы, как сонатная. 6. Чувствуют и осознают такие явления как гармония и дисгармония, конфликт и согласие на экспозиционном уровне (на уровне сопоставления), а также обладают способностью к прогнозированию событий, отраженных в произведении искусства. 1. Владеют определенной лексикой, включающей такие понятия, как пространство, линия, фактура, форма, гармония и дисгармония, симметрия, ритм. 2. Владеют знанием о становлении оркестра как феномена культуры. 3. Способны слышать и воспринимать выразительность тембров различных групп музыкальных инструментов в оркестровой партитуре. 11. Владеют богатым словарным запасом для адекватного вербального выражения чувственно-эмоционального содержания произведения искусства. 12. Обладают развитым ассоциативным восприятием произведений искусства, создающим возможность личностного постижения опыта мировой культуры. 13. Обладают навыками слухового и визуального восприятия искусства различных эпох и стилей, что создает психологическую ситуацию “предвосхищения стиля”. Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной программе Введение в язык искусства На 2021-2022 учебный год Возраст обучающихся: 9-10 лет № нед. 1 2 1 четверть. Название темы Линия. Проведение аналогии между линией в музыке и линией в графике. Анализ музыкальной линии. Д. Шостакович, Прелюдии Соль мажор, ре минор. Создание графического образа музыкальной линии. Техника: тушь, перо. Пространство осени. Образ осени в музыкальном произведении. А. Вивальди "Времена года", "Осень" ч.1. Анализ движения, фактуры, колорита, настроения. часы 2 ч. 2 ч. 3 4 5 6 7 8 № нед. 9 10 11 Создание живописной композиции на музыку. Техника: гуашь. Пространство осени. Образ осени в музыкальном произведении. А. Вивальди "Времена года", "Осень" ч.2. 2 ч. Анализ движения, фактуры, колорита, настроения. Сравнительный анализ 2-х частей. Создание живописной композиции на музыку. Техника: гуашь. Пластика персонажа. Осень как персонаж. Образ осени в музыкальном произведении. П.И. Чайковский "Времена 2 ч. года", "Октябрь". Анализ движения, фактуры, колорита, настроения. Создание портрета Осени на музыку. Техника: гуашь, аппликация. Пластика персонажа в произведениях изобразительного 2 ч. искусства. На материале репродукций Пикассо, Нольде, Андриенко. Превращение персонажа из произведения изобразительного искусства в бабочку. Техника гуашь. Пластика персонажа. Работа с репродукциями Пикассо, Нольде, Андриенко, Матисса, Бакста, Ренуара. 2 ч. Самостоятельная работа по созданию конструктора, соответствующего характерам предложенных персонажей. Воссоздание персонажа, используя конструктор. Техника: аппликация. Линия. Проведение аналогии между линией в музыке и линией в графике. Музыкальный материал: Шопен, 2 ч. Ноктюрн си бемоль минор, Бах, Прелюдия до минор из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Создание музыкального портрета дерева, в соответствии с характером музыки. Техника: гуашь. Линия. Проведение аналогии между линией в музыке и 2 ч. линией в графике. Анализ музыкальной линии. Музыкальный материал Багатели Бетховена ля минор и Ре мажор, Мусоргский «Гном». Выбор конструктора, созданного педагогом, в соответствии с характером музыкальной линии. Создание музыкальных портретов из конструктора. Техника аппликация. Всего 16 часов. 2 четверть. Название темы Цвет музыкального пространства и пластика персонажа в музыкальном произведении. Музыкальный материал Моцарт "Волшебная флейта" (Увертюра). Создании коллективной композиции в стиле музыкального произведения. Смешанная техника: гуашь, тушь, перо, аппликация. Музыкальное пространство. Анализ музыкального пространства. Музыкальный материал – Н. Басина «Ночное происшествие». Проектирование пространства кабинета в соответствии с ситуацией заданной музыкой. Пластика персонажа. Продолжение работы с музыкальным материалом: Н. Басина «Ночное часы 2 ч. 2 ч. 2 ч. 12 13 14 15 16 № нед. 17 18 происшествие». Анализ музыкальной линии. Анализ конструктора, созданного педагогом, в соответствии с характером музыкальной линии. Создание музыкальных портретов, отражающих характер пластики персонажа, из конструктора. Техника: аппликация. Эмоции. Различные эмоциональные состояния персонажа (радость, страх, удивление и т.д.). Эмоциональные состояния персонажа, выраженные мимикой. Работа с конструктором, созданным педагогом, над мимикой персонажа. Создание портретов персонажа, в различных эмоциональных состояниях. Техника на выбор. Эмоции. Продолжение работы с конструктором, созданным педагогом, над мимикой персонажа. Продолжение работы с музыкальным материалом: Н. Басина «Ночное происшествие». Создание портрета персонажа, в соответствии с музыкой. Техника: аппликация. Взаимодействие. Настроение в натюрморте. Работа с натюрмортом из предметов, предложенных педагогом. Составление натюрморта с различным настроением. Составление натюрморта на музыку А. Хачатуряна «Две смешные тетеньки поссорились». Рисование натюрморта, составленного под музыку. Техника на выбор: акварель или гуашь. Пространство зимы. Образ зимы в музыкальном произведении. А. Вивальди "Времена года", "Зима" ч.1. Анализ движения, фактуры, колорита, настроения. Создание живописной композиции на музыку. Техника: гуашь. Пространство зимы. Образ зимы в музыкальном произведении. А. Вивальди «Времена года», «Зима» ч.2. Анализ движения, фактуры, колорита, настроения. Сравнительный анализ 2-х частей. Создание живописной композиции на музыку. Коллективная работа. Техника: гуашь. Всего 16 часов. 3 четверть. Название темы Взаимодействие. Настроение в натюрморте. Работа с натюрмортом Матисса. Превращение детей в предложенный натюрморт. Изменение характера натюрморта в соответствии с музыкой. Использование музыкальных импровизаций отражающих характер ссоры, бурного веселья, уныния. Создание натюрморта на одну из музыкальных тем. Техника: аппликация. Взаимодействие. Настроение в натюрморте. Работа с натюрмортом из различных часов. Изменение характера натюрморта в соответствии с музыкой. Использование 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. часы 2 ч. 2 ч. 19 20 21 22 23 24 25 26 № нед. 27 28 29 музыкальных импровизаций отражающих характер прогулка, мечта, перемена, обида. Создание натюрморта на одну из музыкальных тем. Техника: тушь, перо. Пластика персонажа. Создание портретов персонажей в соответствии с музыкальным портретом. Музыкальный материал опера Прокофьева "Любовь к трем апельсинам". Техника: гуашь. Пластика персонажей. Взаимодействие. Этюды на воплощение характера персонажей в соответствии с музыкальным портретом. Музыкальный материал - опера Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" ("Марш"). Создание композиции в соответствии с музыкой. Техника: аппликация. Пластика персонажей. Продолжение работы. Музыкальный материал: "Марш". Создание композиции в соответствии с музыкой. Техника: аппликация. Пластика персонажа. Этюды на воплощение характера персонажей в соответствии с музыкальным портретом. Создание портретов мага Челио и Фаты Морганы в соответствии с музыкой. Техника: тушь, перо. Пластика персонажей. Продолжение работы. Пластика персонажа. Создание портретов мага Челио и Фаты Морганы в соответствии с музыкой. Техника: тушь, перо. Эмоции. Тема "Мама". Музыкальный материал - музыка М. Дунаевского к кинофильму "Мама". Создание абстрактной объемной композиции, отражающей настроение музыки. Техника: бумажная пластика. Звуки природы. Музыкальный материал Анри Ферти "Деревенская баллада". Создание абстрактной композиции, отражающей настроение и фактуру музыки. Техника: гуашь. Линия. Проведение аналогии между линией в музыке и линией в графике. Создание композиций в различных жанрах (пейзажей, портретов, натюрмортов) в стиле, предложенной педагогом, музыкальной линии. Техника тушь, перо. Всего 20 часов. 4 четверть. Название темы Цвет и взаимодействие. Знакомство с черно-белыми композициями Вазари. Создание своей композиции на тему взаимодействия черного и белого. Техника: тушь, перо, кисть. Цвет. Мой любимый цвет. Выбор для работы произведения изобразительного искусства по своему желанию. Создание композиции по впечатлению от выбранной работы. Техника: гуашь, акварель на выбор. Пластика персонажа. Этюды на пластику персонажа. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. часы 2 ч. 2 ч. 30 31 32 33 34 Музыкальный материал: опера Прокофьева "Любовь к 2 ч. трем апельсинам". Создание портрета Принца в соответствии с музыкой. Техника на выбор: гуашь, пастель. Пластика персонажа. Этюды на пластику персонажа. Создание портрета Шута в соответствии с музыкой. 2 ч. Техника на выбор: гуашь, пастель. Цвет и Звук. "Заклятье Фаты Морганы". Создание цветовой абстрактной композиции на музыку. Техника: 2 ч. гуашь. Пластика персонажа. Этюды на пластику персонажа. Создание портрета Кухарки в соответствии с музыкой. 2 ч. Техника на выбор: гуашь, пастель. Пространство. Цветовой и графический образ музыки. 2 ч. Цикл С.С. Прокофьева «Мимолетности». Ассоциации со словом «мимолетность». Мимолетность № 2. Пластический образ мимолетности. Характер пространства, его объем, плотность, свет и цвет. Ритм. Создание цветовой композиции. Техника гуашь. Пространство. Образы музыки. Мимолетность № 10. 2 ч. Образ игры в музыке. Моделирование музыкального пространства в классе. Абстрактная композиция на картоне. Техника аппликация. Всего 16 часов. Методические и учебные пособия 1. Альбомы по изобразительному искусству и архитектуре. 2. Слайды по изобразительному искусству, архитектуре. 3. Фонотека, включающая музыкальные произведения различных эпох и стилей. 4. Нотный материал. 5. Конструктор для моделирования (авторские разработки). 6. Живописные фоны для выполнения творческих заданий (авторские разработки ). 7. Наборы объемной бумажной пластики для заданий на аналогии (например, пластический характер формы - пластический характер музыкальной линии, авторские разработки ). 8. Пособия для развития тактильных ощущений. 9. "Шумовой оркестр" - набор предметов, обладающих разнообразным звучанием. Оборудование 1. Синтезатор. 2. Слайдоскоп и экран. 3. Музыкальный центр. 4 Оборудованная мастерская для художественного творчества.