Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с НОДА вар. 6.2 2-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ Гимназия № 205 "Театр"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим
советом МАОУ
Гимназии № 205
«Театр»

Директором МАОУ
Гимназии № 205 «Театр»
Сажина Т. В.
Приказ № 1 от «01»
сентября 2023 г.

Протокол № 1 от «29»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
ВАРИАНТ 6.2

Екатеринбург 2023
1

Пояснительная записка
Коррекционная программа «Основы коммуникации» предназначена
для обучающихся 2-4 классов и посвящена проблемам общения и
межличностного взаимодействия.
Целью

курса

является

повышение

социально-психологической

компетентности учеников младших классов и развитие их способности
эффективно взаимодействовать с окружающими.
Задачами курса являются:
1.

Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».

2.

Развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

3.

Развитие интереса к окружающим людям и потребности в общении.

4.

Воспитание у обучающихся навыков взаимодействия с другими
людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.

5.

Формирование у обучающихся умений и навыков общения в
различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами,
родителями и другими окружающими.

6.

Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ
собственного поведения и поступков окружающих людей.

7.

Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения. Формирование терпимости
к мнению собеседника.

Планируемые результаты освоения курса
Личностные и метапредметные результаты освоения

курса

отражают требования к формированию универсальных учебных действий,
метапредметных умений в соответствии с
основной

общеобразовательной

примерной адаптированной

программой

начального

общего

образования обучающихся с НОДА.
2

Личностные результаты связаны с формированием жизненных
компетенций обучающихся.
В результате обучения по программе коррекционного курса у
обучающихся

подкрепляется

позитивное

представление

о

себе

и

формируется позитивное представление о других людях; развивается
готовность общаться, вступать в коммуникацию с окружающими. Дети
приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для общения и для
адекватного поведения в обществе. На занятиях коррекционного курса
обучающиеся научатся общаться с помощью различных коммуникативных
средств, адекватно выражать свои эмоции и правильно понимать
эмоциональные состояния других людей. Также дети приобретут опыт
обобщения знаний, полученных в рамках различных учебных дисциплин.
В целом, в содержании программы представлены все виды
универсальных

учебных

действий

(коммуникативные,

личностные,

регулятивные и познавательные), учтена возрастная логика развития УУД;
средства формирования УУД соотнесены с механизмами личностного и
интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, что в
совокупности

определяет

педагогическую

целесообразность

ее

использования в работе с младшими школьниками.
Требования к результатам освоения курса каждым обучающимся
могут быть индивидуализированы в зависимости от структуры и тяжести
имеющихся

нарушений.

Оценивание

осуществляется

на

основании

индивидуальных достижений обучающихся.
Содержание курса с указанием форм организации занятий
Предлагаемая программа «Основы коммуникации» имеет социальнопедагогическую

направленность,

ориентирована

на

развитие

коммуникативных навыков младшего школьника и отвечает новому
социальному запросу – общекультурное, личностное и познавательное
развитие детей.
3

Общение имеет огромное значение для общего психического развития
ребенка, для развития его самооценки, для становления ребенка как
личности. Умение продуктивно общаться является одним из критериев
формирования

у

ребенка

умения

подчиняться

общим

правилам,

ориентироваться на социальные нормы, при этом выражая себя социально
допустимыми способами.
В основе содержания программы лежат теоретические положения о
роли общения в психическом и личностном развитии (Л. С. Выготский,
Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, М. И. Лисина, Д. И. Фельдштейн, Ж. Пиаже
и др.); о сензитивных периодах формирования навыков общения у детей
(М. И. Лисина); о механизмах личностного развития детей дошкольного и
младшего школьного возраста (Л. С. Выготский, Л. И. Божович и др.).
У детей с детским церебральным параличом (ДЦП) функция общения
формируется неравномерно, в отличие от традиционно развивающихся
детей. Наиболее сформированными при ДЦП оказываются мотивы, формы
и потребности общения. Значительно хуже развиты средства общения.
Нарушения

артикуляции

и

координации

движений

неблагоприятно

сказываются на процессе общения. Нарушения движения осложняют
развитие предметной деятельности и соответственно ситуативно-делового
общения. Адекватное взаимодействие со сверстниками формируется с
трудом, чрезмерно опекающие ребенка взрослые пытаются сразу перевести
его с ситуативно-личностного общения на ситуативно-познавательное.
Мотив общения младших школьников зачастую комбинированный, долго
сохраняется ситуативно-личностный мотив, сопровождающийся низкой
активностью в общении и эгоцентризмом. А другие мотивы – деловой и
познавательный – могут добавляться к нему, но не становятся ведущими.
По данным многих авторов, дети младшего школьного возраста с
церебральным

параличом

демонстрируют

фрустрированность,

эмоционально-волевую неустойчивость, тревожность (Калижнюк Э. С.,
1990; Мастюкова Е. М., Московкина А. Г., 2001; Мамайчук И. И., 2000).
4

Формирование патологических свойств личности по дефицитарному типу
связывают

с

воздействием

психотравмирующее

социальных

влияние:

факторов,

переживание

оказывающих

недоброжелательного

отношения сверстников, явления госпитализма, затруднения в процессе
обучения из-за параличей и нарушений пространственной ориентировки;
сенсорная депривация при часто сопутствующих нарушениях зрения и
слуха; неправильное воспитание по типу гиперопеки, приводящее к
формированию

эгоцентричности,

избалованности,

застенчивости,

эмоциональной незрелости и сложностям формирования межличностных
отношений с окружающими (Сабунаева М. Л., 2006).
Вместе с тем, необходимо помнить, что ребенок с особенностями
остается

ребенком,

невзирая

на

имеющиеся

у

него

физические,

физиологические, психологические особенности. При поступлении в школу
одним из окружающих «значимых других» для ребенка становится учитель.
В человеческих общностях – в семье, в детском саду, в классе, в дружеском
кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях –
индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить
себя в системе отношений с другими. Процесс познания окружающей
действительности и овладение человеческими способами деятельности есть
процесс, первоначально возникающий в системе «взрослый – ребенок»
(Шипицына Л. М., 2005).
Анализ содержания базовых основ содержания программы «Основы
коммуникации»

(авторы

–

Л. М. Щипицына,

О. В. Защиринская,

А. П. Воронова, Т. А. Нилова) позволил адаптировать программу к особым
потребностям обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
младшего школьного возраста.
Основные методы, используемые на занятиях. Диагностические
методы: наблюдение, интервью (беседа), проективные. Методы обучения:
рассматривание рисунков и фотографий; свободное и тематическое
рисование; упражнения подражательно-исполнительского и творческого
5

характера; театральные этюды; импровизации; моделирование и анализ
заданных ситуаций; игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные,
имитационные, музыкальные; творческие игры: сюжетно-ролевые, игрыдраматизации; чтение и обсуждение художественных произведений; рассказ
педагога и рассказы детей; сочинение историй; беседы, мини-конкурсы,
дискуссии. Психокоррекционные методы: психогимнастика, тренинговые
процедуры, ролевые игры, групповые дискуссии, арт-терапевтические
приемы,

библиотерапевтические

методики,

техники

релаксации,

дыхательные упражнения, упражнения на синхронизацию, упражнения на
взаимодействие и др.
Основное внимание уделяется развитию у младших школьников
умений общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Каждое занятие в зависимости от его содержания и способов организации
деятельности детей направлено не только на формирование знаний, умений
и навыков, но и на развитие умений учиться, способности личности к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта.
Основные формы организации коррекционных занятий:
Упражнения в малых группах и парах, инсценирование реальной
ситуации в конкретной обстановке, творческие работы и рисунки по
заданным темам, знакомство со сказками и другими литературными и
художественными произведениями и их обсуждение, ролевые игры,
игровые тренинги, игровые занятия по темам.
Программа курса включает в себя 5 основных разделов, направленных
на формирование у обучающихся основ коммуникации и базовых навыков
общения.
Раздел1. Я сам
Раздел 2. Взрослые и дети.
Раздел 3. Моя семья.
Раздел 4. Моя школа.
6

Раздел 5. Мои друзья.
Основное содержание коррекционного курса.
Раздел 1. Я сам. Умение говорить о себе, разными способами
выражать самого себя, рефлексировать свой опыт (сначала – локально,
затем – все более и более дифференцированно) является важным этапом в
формировании коммуникации с другими людьми. Занятия этого раздела
направлены на формирование собственного «Я», чувства собственного
достоинства и умения увидеть себя со стороны.
Дети должны научиться ценить себя, осознавать свою ценность,
правильно принимать похвалу и замечания, оценивать собственные
поступки и чувства, правильно различать по выразительным средствам
общения чувства других детей и взрослых.
В результате полученных на занятиях знаний у детей вырабатываются
навыки понимания своей индивидуальности, самостоятельности, умение
ценить окружающих и выражать это словами и делами при общении.
Самопознание невозможно без такого важного этапа, как управление
собственным поведением на основе волевой регуляции. Саморегуляция
возможна с использованием определенных технологий, помогающих
справляться с ситуативно нежелательными эмоциями.
Потребности человека как переживание нужды в чем-то хорошо
изображаются

детьми

с

помощью

художественных

средств,

психогимнастических приемов. Дети могут приводить примеры того, в чем
нуждаются сами, а также того, в чем могут нуждаться, испытывать
потребности герои художественных произведений, мультфильмов и проч
Темы раздела коррекционного курса позволяют диагностировать
интересы детей, научить их рассказывать о том, что им интересно и о том,
чем они любят заниматься самостоятельно и вместе с родителями. Особую
роль эти занятия могут играть в профилактике формирования выученной
беспомощности. Для этого детей просят рассказать о том, что у них
7

получается делать хорошо, а также о том, что им вообще нравиться делать,
чем они любят заниматься.
Возможно обсуждение того, что такое способность и какие
способности бывают. Также полезно поговорить о том, что помогает
проявлять какие-то способности, а что – мешает.
Все занятия этого раздела призваны развивать умение фантазировать,
понимать содержание волшебных сказок, составлять короткие рассказы о
любимых героях. На занятиях в рамках данного раздела важно привлекать
разные

способы

самовыражения:

чтение,

рисование,

драматические

инсценировки, др.
Раздел 2. Взрослые и дети.
Содержание данного раздела посвящено сопоставлению различных
возрастных периодов и формированию адекватных представлений о
поведении людей разных возрастных групп. Дети получат возможность
почувствовать и рефлексировать особенности своего взаимодействия со
сверстниками, с людьми старшего возраста и с теми, кто младше.
На занятиях в рамках данного раздела дети смогут почувствовать и
осознать преимущества и специфику детства; вспомнить себя в более
маленьком возрасте; сравнить «возрастные приращения» - особенности того,
что было, и того, что происходит на данном этапе возрастного развития.
Кроме того, будут созданы условия для понимания того, что способы и
средства общения со взрослыми могут и должны быть не такими, как при
общении со сверстниками
Раздел 3. Моя семья.
Третий раздел программы посвящен семье и ее особенностям. Для
детей будет важным понять, что семья состоит из людей, которые решают
совместно многие важные задачи. Занятия позволят обратиться к опыту
жизни разных членов семьи; к традициям семьи; к ее ресурсам. Разговор о
семейных ролях поможет диагностировать специфику поло-ролевой и
этнической идентификации в семье, существующие в семье гендерные
8

стереотипы. На встречах в рамках этого раздела получится обсудить
взаимоотношения

с

членами

семьи

разного

возраста.

Выполнение

упражнений по теме раздела позволит осознать собственные трудности и
паттерны, используемые при построении межличностных контактов с
близкими людьми. Отдельно разбираются эффективные и неэффективные
стратегии поведения в конфликте.
Отдельной темой являются домашние питомцы. Идеи заботы о том,
кто слабее, нуждается в защите станут важным этапом на пути становления
самостоятельности ребенка, формирования его переживания причастности к
происходящему в семье.
Раздел 4. Моя школа.
Школа - это, во-первых, физическое пространство, которое может
восприниматься как ограничивающее или поддерживающее, более или
менее доступное; а, во-вторых, это пространство общения и человеческих
отношений.
Школа как физическое пространство - это та предметная среда,
которая окружает ребенка; которая способствует или препятствует
удовлетворению его потребностей. Важно, чтобы дети знали и понимали
специфику этой среды, ее возможности. Схема этого пространства должна
обсуждаться детьми с тем, чтобы в будущем им было бы понятно, как вести
себя в необычных ситуациях в этой среде. Также во многом предметнопространственная среда школы, ее освоение может стать тренинговой,
модельной ситуацией по формированию адекватного поведения в новых
обстоятельствах, в новых физических (географических) условиях.
Школа

как

пространство

межличностного

общения

также

представляет особый ресурс для обучающихся. На занятиях в рамках
данного раздела дети познакомятся с основными приемами построения
межличностных отношений со взрослыми, не относящимися к близкому
семейному окружению, - учителями, воспитателями, специалистами службы
сопровождения; а также - с одноклассниками, детьми другого возраста
9

(более старшими и более младшими), обучающимися в школе. Формы и
виды общения, основные закономерности межличностной и групповой
коммуникации, разные ситуации и контексты общения, закономерные
механизмы построения общения - важные аспекты социализации детей. На
занятиях в доступной для детей форме рассматриваются проблемы и
барьеры коммуникации, а также ресурсы общения.
На

тематических

встречах

будут

рассматриваться

варианты

негативных переживаний, возникающих в школе; изучаться способы
преодоления образовательного (информационного) стресса, школьной
тревожности, социальных страхов - страха отвечать перед аудиторией,
страха получить негативную оценку. Будут созданы условия для выработки
способов совладания с ситуацией экспертизы (или экзамена). Дети освоят
способы самопомощи и релаксации с целью снижения влияния негативного
стресса; правила безопасного и социально приемлемого поведения в
школьной среде; узнают, какие меры и как следует принимать в случае
нарушения безопасности. В контексте проблемы безопасности разбираются
ситуации доверительного настроя в общении - когда это необходимо,
возможно, а когда - неуместно или даже опасно. Слова благодарности,
активно осваиваемые ребенком в этом возрасте, могут свидетельствовать об
адекватности

процесса

социализации,

адаптации

и

межличностного

взаимодействия. Уделяется внимание синтонии, синхронности и эмпатии в
общении. Отдельно разбираются эффективные и неэффективные стратегии
поведения в конфликте.
Раздел 5. Мои друзья.
В данном разделе планируется освещать вопросы межличностных
взаимоотношений с теми людьми, которых в младшем школьном возрасте
можно считать друзьями. Будут обсуждаться вопросы о том, какое
поведение может демонстрировать друг, а какое поведение не является
дружелюбным и дружеским. В ходе встреч будут последовательно
обсуждаться вопросы о том, чем и как могут помочь друг другу люди,
10

находящиеся в дружеских отношениях. Выработка приемов эффективного
межличностного взаимодействия позволит обогатить репертуар социально
приемлемых форм поведения младших школьников.
На примере ситуации принятия гостей будут рассмотрены способы
взаимодействия с друзьями, сверстниками, детьми разных возрастов.
Тематическое планирование
2 КЛАСС
Раздел

Темы занятий

программы
«Я – сам»

Взрослые
дети.

школа

занятий

Что я знаю о себе

2

Мои чувства и желания.

2

Что я умею

1

Мой любимый герой

1

Мой образ жизни.

1

Когда я был маленьким...

1

Остров детства.

1

и Взаимоотношения со старшими
Общение с внешним миром

Моя семья. Про меня и мою семью.

Моя

Кол-во

1
1
2

Мои мама и папа.

2

Братья и сестры.

1

"Бабушка рядышком с дедушкой".

1

"Моя семья и другие звери": домашние питомцы

1

Я и моя школа

2

Я и мой класс.

2

11

Мои
друзья

Я и мой учитель

2

Я - ученик

1

Любимое место в школе

1

Мир сверстников.

2

Культура общения со сверстниками

1

Что такое дружба.

2

Мой лучший друг.

1

Поведение во время разговора.

1

Обобщающий урок

1

Общее количество часов

34

3 КЛАСС
Раздел

Темы занятий

программы
«Я – сам»

Взрослые
дети.

Кол-во
занятий

Приветствуем друг друга

2

Роль общения в жизни человека

2

Мой внутренний мир

1

Что я умею

1

Мои способности

1

Образ моего «Я»

1

Я расту

1

и Сказка о понимании
Когда приходит понимание?

Моя семья. Я и моя семья
Мои родители.

1
2
2
12

Моя
школа

Мои
друзья

Братья и сестры.

1

Мои бабушки и дедушки

1

Братья наши меньшие

1

Я и мои одноклассники

2

Мой учитель

2

Правила общения в школе

2

Я - третьеклассник

1

Моя школа

1

Я в мире ровесников.

2

Мои эмоции и общение.

1

Что такое дружба.

2

Мой лучший друг.

1

Комфорт и общение

1

Обобщающий урок

1

Общее количество часов

34

4 КЛАСС
Раздел

Темы занятий

программы
«Я – сам»

Кол-во
занятий

Что я знаю о себе

2

Легко ли быть одному?

2

Уметь владеть собой: учимся расслабляться

1

Мой любимый герой

1

«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает»

1

Когда я был маленьким...

1

13

Остров детства.

1

Взросл Урок мудрости: взаимоотношения со старшими
ые и дети.

Что такое хорошо и что такое плохо.

Моя семья. Кто входит в мою семью.

Моя
школа

1
2

Мои мама и папа.

2

Братья и сестры.

1

Бабушка и дедушка. Связь поколений

1

Домашние питомцы

1

Я и мой класс

2

Я и мои учителя.

2

Мое любимое место в школе.

2

Не бояться выступать: секреты успешных ответов на

1

уроках.

Мои
друзья

Контрольная работа - это страшно?

1

Мир сверстников.

2

Мой день рождения. Как принимать гостей.

1

Что такое дружба.

2

Мой лучший друг.

1

Когда друг в беде…

1

Обобщающий урок

1

Общее количество часов

34

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».