МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ Гимназия № 205 "Театр"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом МАОУ Гимназии
№ 205 «Театр»
Директором МАОУ
Гимназии № 205 «Театр»
Протокол № 1 от «29»
августа 2023 г.
Сажина Т. В.
Приказ № 1 от «01»
сентября 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ВАРИАНТ 7.1
Екатеринбург 2023
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 2-4 классов ФГОС обучающихся с задержкой психического развития
(далее – ЗПР) разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ;
2. Федерального государственного образовательного стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря
2014г. №1598;
3. Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1);
Цель коррекционно-развивающих занятий: создание системы комплексной помощи обучающимся с задержкой психического развития в освоении АООП НОО, коррекция недостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала.
Задачи курса:
формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной деятельности;
совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
стимулирование познавательной активности, интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся
трудностей, формирование школьной мотивации;
освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности;
компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания;
освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных результатов образования.
1. Характеристика курса с учетом особенностей его освоения
обучающимися
Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
2
Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку
успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного
отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Данная программа представляет собой концептуально обоснованный,
выстроенный комплекс занятий, рассчитанный на детей определенного возраста. Коррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к
учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
Курс «коррекционные занятия» реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет стимулировать сенсорноперцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, последовательно
и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей, формировать
сферу жизненной компетенции обучающегося с ЗПР
Для организации обучения детей данной категории особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности. Значительное место
в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры, упражнения;
арт-терапевтические упражнения; психогимнастика; кинесиологические
упражнения; письменные и устные задания. Усвоение материала зависит от
правильного выбора методов обучения.
Коррекционно-развивающая работа включает:
― составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося;
― разработка оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
― организацию и проведение индивидуальных и групповых занятий по
психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;
― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося
и коррекцию его поведения;
― социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
3
― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению
проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии
конкретных обучающихся;
― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающимуся в освоении
АООП НОО.
Информационно-просветительская работа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей
по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;
2. Личностные и предметные результаты освоения коррекционных занятий
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР
включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для
достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей, обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП
НОО должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование
и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
4
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными
знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП ООО.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения
АООП НОО должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств
их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных
и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию
и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права
5
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление
социальных отношений, обучающихся с ЗПР в различных средах:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
В умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно
найти самому;
В умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
В умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
В умении написать при необходимости sms-сообщение, правильно
выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать
возникшую проблему.
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
В расширении представлений об устройстве домашней жизни,
разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
В умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
В адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на
себя ответственность в этой деятельности;
6
В расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии
в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
В умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в
случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
В умении включаться в разнообразные повседневные школьные
дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
В стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников
дома и в школе.
-овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
В расширении знаний правил коммуникации;
В расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в
ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
В умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
В умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить
свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
В умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
В умении получать и уточнять информацию от собеседника;
В освоении культурных форм выражения своих чувств.
-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
В расширении и обогащении опыта реального взаимодействия,
обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей,
расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
В адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения
опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
В расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных
мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и
загородных достопримечательностей и других.
В расширении представлений о целостной и подробной картине
мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
В умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
В умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком
и ходом собственной жизни в семье и в школе;
В умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и
уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
7
В развитии любознательности, наблюдательности, способности
замечать новое, задавать вопросы;
В развитии активности во взаимодействии с миром, понимании
собственной результативности;
В накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
В умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
В умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный
опыт других людей;
В способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
проявляющаяся:
В знании правил поведения в разных социальных ситуациях с
людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
В освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно
использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и
общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
В освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
В умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
В умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях,
быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
В умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Результаты освоения данной программы должны отражать:
-способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
-способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
-способность к наблюдательности, умение замечать новое;
-овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
-стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
8
-умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль
на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;
-сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;
-сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные
действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными
потребностями.
3. Содержание коррекционной работы
2 класс
Программа построена по модульному принципу. Для всех модулей
название тем является условным, так как текущая тема и её содержание определяются конкретной практической значимостью для каждого ученика. Определение проблем в той или иной сфере происходит при тесном взаимодействии педагога-психолога с классным руководителем, родителями и специалистами службы сопровождения. Также наличие проблем определяется по средствам анализа результатов диагностических обследований и наблюдения за
деятельностью детей в школе (как на уроке, так и на переменах). Основные
модули программы Программа включает следующие модули:
Адаптационный модуль. Данный модуль предусмотрен для обучающихся 2 года обучения. Основные направления работы предполагают создание
благоприятной атмосферы в детском коллективе, помощь в принятии социальной роли ученика.
Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция. В данном
модуле у обучающихся формируется способность к взаимодействию с одноклассниками, учителями, представления об основных нормах общения, различных видах общения. Происходит развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков. Основная цель данного модуля - обучение элементарным навыкам регуляции эмоциональных состояний. Обучающиеся учатся распознаванию основных и смешанных эмоций на основе восприятия мимических и пантомимических знаков, невербальному и вербальному выражению своих эмоций, чувств,
настроения, опасений. Формируются навыки произвольной регуляции эмоционального состояния. Сквозным для всех модулей является включение упражнений на активизацию и развитие произвольной саморегуляции и ВПФ. Также
9
предполагается преобладание практических упражнений для закрепления необходимых навыков.
Диагностический модуль. В рамках данного модуля происходит диагностика уровня развития ВПФ и эмоционально-волевой сферы детей. Чтобы
проследить динамику развития обучающихся проводится диагностика в начале и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы
производится наблюдение за деятельностью детей в учебной ситуации
3 класс
Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция. В данном
модуле у обучающихся формируется способность к взаимодействию с одноклассниками, учителями, представления об основных нормах общения, различных видах общения. Происходит развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков. Основная цель данного модуля - обучение элементарным навыкам регуляции эмоциональных состояний. Обучающиеся учатся распознаванию основных и смешанных эмоций на основе восприятия мимических и пантомимических знаков, невербальному и вербальному выражению своих эмоций, чувств,
настроения, опасений. Формируются навыки произвольной регуляции эмоционального состояния. Сквозным для всех модулей является включение упражнений на активизацию и развитие произвольной саморегуляции и ВПФ. Также
предполагается преобладание практических упражнений для закрепления необходимых навыков.
Диагностический модуль. В рамках данного модуля происходит диагностика уровня развития ВПФ и эмоционально-волевой сферы детей. Чтобы
проследить динамику развития обучающихся проводится диагностика в начале и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы
производится наблюдение за деятельностью детей в учебной ситуации
4 класс
Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция. В данном
модуле у обучающихся формируется способность к взаимодействию с одноклассниками, учителями, представления об основных нормах общения, различных видах общения. Происходит развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков. Основная цель данного модуля - обучение элементарным навыкам регуляции эмоциональных состояний. Обучающиеся учатся распознаванию основных и смешанных эмоций на основе восприятия мимических и пантомимиче10
ских знаков, невербальному и вербальному выражению своих эмоций, чувств,
настроения, опасений. Формируются навыки произвольной регуляции эмоционального состояния. Сквозным для всех модулей является включение упражнений на активизацию и развитие произвольной саморегуляции и ВПФ. Также
предполагается преобладание практических упражнений для закрепления необходимых навыков.
Диагностический модуль. В рамках данного модуля происходит диагностика уровня развития ВПФ и эмоционально-волевой сферы детей. Чтобы
проследить динамику развития обучающихся проводится диагностика в начале и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы
производится наблюдение за деятельностью детей в учебной ситуации
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ п/п
Тема занятий
кол-во
часов
Диагностический модуль – 4ч.
1
Диагностика эмоциональногоотношения к школе
и учению
1
2
Изучение адекватностисамооценки детей
1
3
Определение уровня учебной мотивации
1
4
Диагностика эмоционального отношения к школе
и учению
1
Адаптационный модуль: Мы - второклассники –19 ч
5
Мы рады встрече.
1
6
Понимаем чувства другого
1
7
Мы испытываем разные чувства
1
8
Люди отличаются друг от друга своими качествами
1
9
Хорошие качества людей
1
10
Самое важное хорошее качество
1
11
Кто такой сердечный человек
1
11
12
Кто такой доброжелательный человек
1
13
Трудно ли быть доброжелательным человеком
1
14
«Я желаю добра ребятам в классе»
1
15
Чистое сердце
1
16
Какие качества нам нравятся друг в друге
1
17
Какими качествами мы похожи и чем отличаемся
1
18
Каждый человек уникален
1
19
Какой Я?
1
20
Какой Ты? Учимся договариваться.
1
21
Трудности второклассника в школе, дома, на улице.
1
22
Школьные трудности
1
23
Домашние трудности
1
Модуль: Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция.
– 11 ч.
24
Я учусь расслабляться
1
25
Воображение
1
26
Я воображаю
1
27
Способы выражения эмоций
1
28
Конфликты
1
29
Артерапевтическая мастерская
1
30
Если я ошибся
1
31
Я учусь играя
1
32
Я, ты, он, она – вместе целый дружный класс
1
33
Когда я радуюсь
1
34
Творческая мастерская «Портрет класса»
1
Итого
34
12
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п
Тема занятий
колво
часов
Диагностический модуль – 4ч.
1
Диагностика эмоциональногоотношения к школе и учению
1
2
Изучение адекватностисамооценки детей
1
3
Определение уровня учебной мотивации
1
4
Диагностика эмоционального отношения к школе и учению
1
Модуль: Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков –19 ч
5
Я-третьеклассник
1
6
Я умею фантазировать!
1
7
Мои сны
1
8
Я умею сочинять
1
9
Мои мечты
1
10
Фантазии и ложь
1
11
Умею ли я дружить?
1
12
Трудности в отношении с друзьями
1
13
Ссора и драка
1
14
Что такое сотрудничество?
1
15
Умею ли я сотрудничать?
1
16
Я и моя школа
1
17
Что такое лень?
1
18
Я и мой учитель
1
19
Как справляться с «Немогучками»
1
20
Я и мои родители.
1
13
21
Я умею просить прощения
1
22
Почему родители наказывают детей?
1
23
Настоящий друг.
1
24
Я умею понимать другого
1
25
Я умею договариваться с людьми
1
26
Мы умеем действовать сообща
1
27
Что такое коллективная работа?
1
Модуль: Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция. – 7 ч.
28
Игровой тренинг «Здравствуй, это я»
1
29
Этикет школьной жизни
1
30
Разрешите мне «сказать»
1
31
Для чего быть вежливым
1
32
Правила хорошего тона
1
33
Значение речи в жизни человека
1
34
Грамотность, как свойство устной речи
1
Итого
34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ п/п
Тема занятий
колво
часов
Диагностический модуль – 4ч.
1
Диагностика эмоциональногоотношения к школе и учению
1
2
Изучение адекватностисамооценки детей
1
3
Определение уровня учебной мотивации
1
4
Диагностика эмоционального отношения к школе и учению
1
Модуль: Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостат14
ков –24 ч
5
Мое лето
1
6
Кто Я?
1
7
Какой я- большой или маленький?
1
8
Мои способности
1
9
Мой выбор, мой путь к успеху
1
10
Моя уникальность, уникальность моего внутреннего мира,
уникальность твоего внутреннего внутренний мир и мои друзья
1
11
Мои интересы
1
12
Что значит верить?
1
13
Мое детство, мои друзья
1
14
Мои одноклассники
1
15
Конфликты в классе
1
16
Мое настоящее и будущее
1
17
Хочу вырасти здоровым человеком!
1
18
Моя будущая профессия
1
19
Мое ближайшее будущее
1
20
Кто такой интеллигентный человек?
1
21
Хочу вырасти интеллигентным человеком
1
22
Что такое идеальное Я?
1
23
Кто такой свободный человек?
1
24
Права и обязанности школьника
1
25
Что такое «право на уважение»?
1
26
Права и обязанности
1
27
28
Нарушение прав других людей может привести к конфликтам
Как разрешать конфликты мирным путем?
1
1
15
Модуль: Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция – 6 ч.
29
Диалог. Понятие диалога и его слагаемых. Виды диалога:
беседа, спор
1
30
Правила и законы общения
1
31
Игра-путешествие «Вокруг света»
1
32
Выражение собственной точки зрения
1
33
Взаимоотношение в семье
1
34
Итоговое занятие. Дискуссия «Семь наших «Я»
1
Итого
34
16