МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ Гимназия № 205 "Театр"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
МАОУ Гимназии № 205
«Театр»
Директором МАОУ
Гимназии № 205 «Театр»
Сажина Т. В.
Приказ № 1 от «01» сентября 2023 г.
Протокол № 1 от «29»
августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ВАРИАНТ 7.2
Екатеринбург 2023
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи образования обучающихся с задержкой психического
развития.
Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Цель образования в состоит в доступном для конкретного обучающегося
приближении познавательного и социально-личностного развития к условнонормативному для младшего школьника за счет прогресса в овладении способами произвольной регуляции деятельности и поведения, улучшения качества
базовых учебных умений (сформированность письма и чтения, овладение четырьмя арифметическими действиями), расширения и уточнения представлений об окружающем, формирующих адекватную картину мира, максимального
преодоления неспецифических дисфункций, затрудняющих становление
школьно-необходимых умений, достижения достаточного уровня социопсихологической адаптированности (личностных результатов образования).
Содержание курса коррекционно-развивающей области «Коррекционноразвивающих занятий» зависит от особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2. Поскольку эти потребности различаются в зависимости от глубины имеющегося
отставания, а также зависят от индивидуальных особенностей, программа не
может быть одинаковой для всех обучающихся. Она построена по модульному
принципу и конструируется в зависимости от актуальных проблем на психолого-педагогическом консилиуме, корректируясь по мере необходимости.
Вместе с тем, естественно, существуют проблемы, общие для всех обучающихся с ЗПР, над которыми работа была начата ранее. Программа индивидуализируется, строится по модульному принципу, позволяющему психологу
на основе стартовой диагностики конструировать реальную программу Коррекционно-развивающих занятий, исходя из достигнутого уровня и потенциальных возможностей обучающихся.
Важнейшими следует полагать модули, направленные на совершенствование учебно-познавательной деятельности, произвольной регуляции поведения, повышение уровня жизненной компетенции (через формирование интереса
к окружающему предметному и социальному миру и к себе), коррекцию недостатков коммуникации. Эти занятия составляют базовую часть курса.
В качестве методического обеспечения содержания курса преимущественно рекомендуется использовать пособия и научные публикации Н.В. Бабкиной, А.Д. Вильшанской, Е.Л. Инденбаум и др. Полный перечень рекомендуемой методической литературы приведен в пояснительной записке к ПРП для 1
и 1 дополнительного классов, однако появляются новые издания указанных авторов, которые также могут помочь в реализации программу курса «Коррекционно-развивающих занятий».
2
Содержание диагностического и психокоррекционного этапов при восполнении пробелов знаний предшествующего обучения и реализации остальных модулей, обозначенных как приоритетные направления психокоррекции в
АООП, прописано в программе. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода остается доминирующим: задания индивидуализируются в зависимости от достигнутого уровня познавательной деятельности. Оценка
успешности освоения содержания курса «Коррекционно-развивающих занятий» формализуется путем мониторинга запланированных личностных и метапредметных результатов. Занятия с учителем-дефектологом способствуют достижению предметных результатов (в соответствии с обозначенными в ПРП по
предметам «Математика» и «Окружающий мир».
Программы курсов коррекционно-развивающей области включают:
1. Планируемые результаты освоения курса.
2. Содержание курса с указанием форм организации занятий.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на занятии
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты рекомендуется оценивать с помощью критериально-уровневой оценки ряда составляющих этот результата параметров.
Личностный результат Овладение начальными навыками адаптации
в динамично изменяющемся и развивающемся мире (достигается при реализации большинства модулей).
Результат складывается из оценки сформированности речевых умений,
сформированности знаний об окружающем природном и социальном мире,
представлений о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
По каждой составляющей в третьем классе планируется достичь следующих целевых показателей.
Сформированность речевых умений:
В коммуникативной ситуации высказывается достаточно понятно;
Речь в основном грамматически правильная;
Письменная коммуникация несовершенна, но возможна;
Читает монотонно, но без существенных затруднений.
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему.
Знает, кем работают взрослые, с которыми он проживает, их ФИО;
Знает свой домашний адрес, дату рождения, сотовый или домашний телефон, по которому следует звонить
Иногда самостоятельно проявляет внимание к детям и взрослым (настроение, самочувствие);
Ориентируется в наиболее актуальных событиях, происходящих в классе, школе, городе, стране.
3
Проявляет познавательный интерес (ситуативно) и задает вопросы.
Сформированность представлений о здоровом образе жизни, безопасном
поведении и овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
Знает правила дорожного движения, безопасного поведения на транспорте;
Может объяснять, в чем заключается польза или вред того или иного поведения, но не всегда аргументировано;
Уточнены представления об опасном и безопасном поведении (субъективизм опасений преодолен частично).
Имеет относительно точные представления о том, что можно приобрести
на сумму 100 рублей.
Личностный результат:формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств (включается при реализации соответствующего модуля)
Проявляет заинтересованность в процессе прослушивания или просмотра
произведений искусства.
Предпринимает отдельные попытки высказаться о своих чувствах в процессе прослушивания или просмотра произведений искусства.
Предпринимает попытки словесно описать красоту увиденного.
Отличает эстетичное и неэстестичное оформление чего-либо.
Стремится создавать что-то красивое, устойчиво предпочитает красивое
некрасивому.
Овладевает умением подбирать адекватные слова для сравнения красивого и некрасивого.
Личностный результат: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (включается при реализации соответствующего модуля)
Овладевает умением проявить вербальное сочувствие при затруднениях и
неприятностях.
Овладевает умением промолчать об оплошности другого человека, хорошо замечая ее.
Овладевает умением молчать и спокойно стоять в торжественные, эмоционально значимые моменты.
Проявляет уважительное отношение к пожилым людям.
Понимает смысл нравственно насыщенных литературных произведений
(В. Осеева и т.п).
Личностный результат: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
4
Результат складывается из оценки сформированности навыков продуктивной межличностной коммуникации, социально одобряемого (этичного) поведения, речевых умений. По каждой составляющей в третьем классе планируется достичь следующих целевых показателей.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации.
Знает имена и фамилии всех одноклассников, имена и отчества педагогов:
Имеет друзей среди одноклассников и соблюдает правила дружбы.
Избегает открытых конфликтов.
Может выполнять разные роли в подгрупповой и групповой работе.
Правильно определяет эмоции и намерения партнера по коммуникации.
При ответах на вопросы взрослого эмоционально адекватен, вежливи
краток.
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения.
Соблюдает нормы речевого этикета,
Пропускает взрослого вперед, придерживает дверь, внимательно выслушивает обращение.
Самостоятельно предлагает оказать помощь взрослому.
Овладевает умением не перебивать, соблюдать очередность при высказывании,
Овладевает умением улыбаться партнеру при встрече, обращении.
Самостоятельно стремится оказать сверстнику помощь при затруднении.
Проявляет уважительное отношение к чужой собственности.
Овладевает умениями просоциального поведения (помощь, поддержка,
сочувствие).
Сформированность речевых умений:
Умеет вежливо и понятно обратиться с вопросом.
Умеет вербализовать свои желания и мысли.
Сформирована возможность говорить об испытываемых эмоциях, намерениях;
Личностный результат: Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
Самостоятельно обозначаетсвою социальную роль (школьник, ученик):
Правильно оценивает результаты своей деятельности.
Адекватно и без затруднений обозначает свои потребности (плохо видно,
надо выйти, повторите, пожалуйста):
Хорошо разграничивает ситуации, требующие и не требующие помощи
Может адекватно оценить выраженность какого-либо качества у себя и у
других с разных точек зрения (встать на позицию другого):
Личностный результат: Овладение социально-бытовыми умениями,
используемыми в повседневной жизни.
Имеет сформированные по возрасту навыки самообслуживания:
Умеет пользоваться сотовым телефоном:
5
Самостоятельно поддерживает порядок в портфеле, учебных принадлежностях.
Следит за своим внешним видом.
Личностный результат: Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
Сформирована возможность согласованно выполнять необходимые действия (коммуникативно-игровые или учебно-познавательные) в паре и в малой
группе, не разрушая общего замысла:
Сформирована возможность контролировать импульсивные желания (не
трогать чужие предметы без разрешения):
Сформирована возможность сдерживать вербальную агрессию.
Имеет хороший социометрический статус.
Стабилен в своих коммуникативных предпочтениях.
Личностный результат: Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Сформированы пространственные представления (ориентируется на листе бумаги и может понимать пространственный план-схему).
Относительно правильные временные представления (понимает время на
часах, адекватно использует временнЫе наречия).
Проявляет интерес к знаниям о природе и человеке, путешествиям;
Знания по определенным аспектам мироустройства за пределами программного материала.
Проявляет интерес к достижениям (спорт, культура).
Может формулировать индивидуально значимые желания и «нежелания».
Курс «Коррекционно-развивающих занятий» предполагает формирование
всех видов универсальных учебных действий (УУД).
Планируется достичь следующие метапредметные результаты:
В области формирования познавательных УУД
1. Проявление поисковой активности (попыток самостоятельного поиска решения ранее неизвестного задания) – целевым результатом является преодоление отказа от активности и стереотипных непродуктивных проб;
2. Овладение умениями декодирования предложенных условных знаков – целевым результатом является удержание в памяти не менее пяти значений;
3. Овладение умениями кодирования: целевым результатом является возможность создания конкретно-графических моделей (плана комнаты, пространства) с преимущественно организующей помощью;
4. Овладение умением отвечать на вопросы по событийному дискурсу – целевым результатом является полное и точное понимание как воспринимаемого
на слух, так и читаемого текста.
6
5.
6.
7.
8.
Овладение умением выделять существенные и несущественные признаки в
объектах, актуализированных на основе имеющихся знаний и представлений
–целевым результатом является возможность обозначать наиболее существенные признаки не представленного наглядно объекта (например, рассказать о самом запомнившемся случае и т.п.).
Овладение умением вербализовать причинно-следственную связь, представленную графически или словесно - целевым результатом можно считать самостоятельное точное понимание сущности такой связи, при сохраняющихся трудностях ее словесного выражения.
Овладение умением объяснять значение слов конкретного, затем обобщенного и абстрактного характера - целевым результатом является понятийное
определение приблизительно половины новых слов (конкретного харктера).
Овладение умением сравнивать и обобщать объекты – называть их общим
названием по представлению - целевым результатом является точное вербальное обобщение приблизительно в половине заданий.
В области формирования регулятивных УУД:
Понимание групповой инструкции к задаче учебно-познавательного характера - целевым результатом является преимущественно самостоятельная работа (не более одного индивидуального обращения к ребенку за занятие).
2. Удержание правильного способа деятельности на всем протяжении решения
задачи- целевым результатом является способность действовать правильно
не менее, чем в 70 % выполняемых заданий.
3. Способность планировать свои предстоящие действия, оречевлять план и
соотносить действия с планом при выполнении (в пределах конкретного задания) –целевым результатом является способность создания и удержания
«трехшагового» плана.
4. Способность находить ошибки по указанию на их наличие –целевым результатом является 100 % нахождение ошибок.
5. Овладение умением адекватно воспринимать указания одноклассника на
ошибки - целевым результатом являетсяаффективно спокойное реагирование со стремлением не повторять ошибку.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
МОДУЛЬ ПО КОРРЕКЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОБЕЛОВ В
ЗНАНИЯХ
(совершенствование учебно-познавательной деятельности)
Математика
Диагностический этап
Для оценки пробелов в знаниях ребенка необходимо провести критериально-ориентированную диагностику, выявив генезис имеющихся трудностей.
Диагностические занятия целесообразней проводить индивидуально, поскольку
даже в подгрупповой работе обучающийся с ЗПР может не продемонстрировать
наличие или отсутствие необходимых знаний и умений. Соответственно, пере1.
7
чень потенциально отсутствующих знаний и умений может выглядеть следующим образом:
Предпосылки усвоения программного материала (их отсутствие недопустимо):
название и написание цифр, соотнесение числа, количества и цифр, присчитывание и отсчитывание по единице (прямой и обратный счет), математические знаки «+», «-», «=», «<», « >», измерение отрезков, меры длины, выделение
в задаче условия и вопроса.
Диагностируются следующие математические умения:
Запись чисел под диктовку, разрядный состав числа, четыре арифметических действия, табличное сложение, умножение, деление, сложение и вычитание с переходом через десяток, математические термины (слагаемое, сумма,
уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное), правила сложения и вычитания с нулем, умножения с нулем и
единицей, проверочные (обратные) действия,переместительный закон сложения и умножения, порядок действий со скобками и без скобок, письменное
сложение и вычитание двухразрядных чисел, геометрические фигуры, измерение, меры длины и их соотношение, запись решения задачи, простые и составные задачи, задачи на увеличение (уменьшение) на…единиц, увеличение
(уменьшение) в….раз.
Диагностику следует проводить в формате формирующего оценивания с
регламентированной дозированной помощью, начиная со сложных заданий,
позволяющих оценивать уровень овладения обучающегося предметом в целом,
а затем уже переходить к выделению западающих умений. В качестве проверочного задания целесообразно использовать задачу с шутливой формулировкой условия. В отличие от сугубо педагогической диагностики, диагностика,
реализуемая педагогом-психологом, предполагает дифференцированную оценку причин несформированности ожидаемых математических умений: высокой
истощаемости и несформированности функций произвольного контроля, трудностей понимания логических связей и отношений, отражаемых в условии математической задачи, нарушения способности к запоминанию чисел, недостаточного овладения собственно счетными навыками или плохое знание (неумение применить) правила и т.п. Если имеют место все перечисленные факторы,
можно предполагать, что характер нарушения, имеющегося у ребенка, не даст
возможности овладеть рекомендованной образовательной программой.
Коррекционно-развивающий этап
Содержание этого этапа определяется, исходя из степени сформированности необходимых математических умений. При недостаточности предпосылок к усвоению математических знаний на их формирование делается особый
акцент, поскольку пока они не будут сформированы, прогресса ждать нецелесообразно. При овладении математическими умениями необходимо соблюдать
генетическую последовательность их формирования, а также учитывать причины наблюдаемых отклонений (в случае несформированности из-за недостаточного понимания следует формировать ориентировочную основу каждого дей8
ствия; в случае приоритета нарушений работоспособности целесообразно учить
приемам организации деятельности).
Окружающий мир
Диагностический этап
Знания по предмету «Окружающий мир» в психокоррекционной работе
важны не сами по себе: очевидно, что ребенок рано или поздно будет их иметь.
Ведущее значение имеет тот факт, что знания программного материала по
предмету способствуют расширению кругозора, формированию т.н. информационно-содержательного компонента (ИСК) познавательной деятельности.
Уровень развития информационно-содержательного компонента отражает познавательную активность ребенка, его познавательный интерес, что выступает в
качестве важного прогностического критерия при оценке успешности социализации. Наибольшее значение имеет то, как ребенок реагирует на новую информацию и какой объем знаний у него уже имеется.
Дети, имеющие выраженный дефицит познавательных способностей (чего не должно быть при ЗПР) отличаются крайне малым объемом знаний, которые конкретны и ситуативны. Проявлений познавательного интереса отметить
почти не удается, он также ситуативен и кратковременен. Специально предлагаемая взрослым какая-то содержательная информация (когда от ребенка требуется что-то выучить, повторить, выслушать объяснение, подумать и т.п.)
преимущественно игнорируется, или вызывает протест. Дети могут задавать
вопросы, но ответы их по-настоящему не интересуют, они довольствуются любым ответом, иногда спрашивают об одном и том же много раз, поскольку эти
вопросы обусловлены коммуникативной, а не познавательной потребностью.
Нередко они механически воспроизводят то, чему их не раз учили, но ничего не
могут сказать по существу вопроса. На отвлеченные темы не беседуют, не в состоянии связно описать даже знакомые предметы или явления, практически ничего не знают об окружающем их мире, за исключением того, с чем сталкиваются ежедневно. Подобный уровень развития, не обнаруживающий очевидной
положительной динамики, делает сомнительным успех обучения по обсуждаемой программе.
Обучающиеся с ЗПР, адекватно получившие рекомендацию варианта 7.2.,
обычно обладают определенным запасом знаний об окружающем мире, но эти
знания отрывочны, бессистемны, касаются в основном привлекательных для
ребенка областей или базируются на приобретенном ранее опыте. Познавательный интерес избирателен, преимущественно проявляется при эмоционально ярких впечатлениях. Дети могут описывать известные предметы и явления по
наводящим вопросам, но неполно и неточно, связи и отношения устанавливают
с трудом. Отличия от предыдущего варианта проявляются в первую очередь в
том, что ребенок, усвоив какую-либо информацию, может ее не только воспроизводить «на словах», но и использовать в реальной деятельности.
Поэтому первоочередное значение работа над формированием знаний об
окружающем мире имеет для тех обучающихся, которые не обладают в долж9
ной мере сформированной аналитическо-синтетической деятельностью. Задания, используемые для формирования основных мыслительных операций, целесообразно строить, отталкиваясь от знаний, которые должны быть у третьеклассника (перечень их приводится ниже).
Российская государственная символика (флаг, герб, гимн), столица, некоторые названия городов, рек, республик. Знание своей национальной принадлежности, названия некоторых национальностей, проживающих в России.
Природные явления: листопад, снегопад, ледостав, половодье, вьюга. Сезонные
изменения в природе. Погода: температура, облачность, ветер, осадки. Экология: понятие, базовые экологические знания. Неживая природа: воздух, вода,
земля, минералы. Растения: дикорастущие, декоративные, комнатные. Части
растения: корень, стебель, листья, цветы, плоды. Животные (насекомые,
птицы, рыбы, звери, пресмыкающиеся, земноводные), представители разных
классов. Профессии. Деньги – плата за труд. Транспорт. Правила безопасного
поведения в разных ситуациях.
Диагностические занятия целесообразно проводить в форме викторины,
вариантом может быть квест, в ходе которого надо решить какую-то игровую
задачу, для чего следует выполнить ряд последовательных заданий.
Коррекционно-развивающий этап
Содержание этого этапа определяется, исходя из степени сформированности с одной стороны знаний об окружающем мире, с другой - способности к
установлению причинно-следственных связей. Если у ребенка не хватает необходимых знаний, ему представляются варианты ответов, которые он может использовать.Формы организации проведения занятий при сходном уровне развития обучающихся преимущественно должны быть подгрупповыми. Однако не
исключаются и групповые формы занятий. Тематику рекомендуется включать в
занятия по формированию представлений об окружающем предметном и социальном мире, модуль, направленный на формирование информационносодержательного компонента познавательной деятельности. При наличии существенных недостатков знаний и представлений указанный модуль целесообразно делать в объеме не менее 16 часов.
Занятия, направленные на восполнение пробелов в усвоении программного материала по русскому языку и литературному чтению, реализуются в работе логопеда. Вместе с тем целесообразно включать некоторые письменные
задания и в занятия по формированию представлений об окружающем природном и социальном мире, поскольку обучающийся с ЗПР, получающий цензовое
образование, должен обрести необходимый уровень готовности к выполнению
ВПР, что предполагает свободное владение письменной речью, возможность
письменно выразить свое мнение.
10
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ
Обучающиеся могут находиться на разных уровнях сформированности
способности к произвольной регуляции. Работа по формированию произвольной регуляции в обязательном порядке должна была проводиться в предшествующие годы обучения. Поэтому задания на формирование произвольной регуляции непременно должны включаться в содержание ЛЮБЫХ выбранных
модулей и присутствовать в большинстве занятий. Основной упор делается на
следующих компонентах. Подобная работа может обозначаться как модуль по
формированию регулятивного компонента познавательной деятельности. При
выраженных трудностях обучающегося в освоении образовательной программы более целесообразно работать с ним в форме индивидуальных или подгрупповых занятий, в содержание которых включаются упражнения психотехнического типа (развитие возможностей произвольной концентрации внимания,
произвольного зрительного и слухового запоминания, упражнения на переключение и распределение внимания и пр.). Занятия должны включать задания на
формирование операционального состава познавательной деятельности: задачи
на анализ-синтез, сравнение-обобщение, классификации и сериации, установление связей и отношений.
Развитие способности к планированию действий.
Планирование действий целесообразно осуществлять преимущественно
при выполнении заданий продуктивного и учебного типа. Планирование различается по степени детализации, а также способами опосредования последовательности действий (схематический план, картинный план, словесный план,
словесная памятка).
Развитие способности выполнять действия в соответствии с планом
и функций контроля.
Опора на разные варианты составленных планов при выполнении заданий
учебного и неучебного типа в соответствии с поставленными целями. Выполнение заданий, требующих учета заданной системы правил. Контроль соответствия продукта образцам и правилам (взаимоконтроль, самоконтроль после выполнения деятельности, проговаривание «ошибкоопасных» мест до выполнения
задания, самодиктовка, комментирование хода выполнения задания и т.п.).
МОДУЛЬ ПО РАЗВИТИЮ СФЕРЫ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Развитие стремления трудиться и начальных трудовых навыков
(овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни).
Занятия, формирующие ручную умелость, на которых создаются продукты, пригодные для практического использования или организующие реальную
помощь (направленность помощи определяется конкретной ситуацией в месте
проживания ребенка). Игры, способствующие формированию предпосылок
11
правовой и экономической компетентности. Перечень социально-бытовых умений, доступных третьекласснику и потенциально формируемых на психокоррекционных занятиях,можно обозначить следующим образом: изготовление
поделок (подарок к празднику, подарок младшим детям, украшение класса/школы, закладка, карандашница и т.п. в соответствии с возможностями
обеспечения детей природным и бросовым материалом и согласованный с учителями, преподающими технологию и изобразительное искусство), вышивание,
вязание; бумагопластика, тестопластика и пр.; экономические игры (покупки и
сдача, распределение бюджета (копилка – сколько дней и какую сумму надо
откладывать, чтобы приобрести…. и т.п.); одеваемся по ситуации (изготовление разных видов одежды для бумажных кукол и последующее их одевание,
изготовление буклетов с фотографиями детей и молодежи в одежде, адекватной
разным ситуациям); маршруты (от школы до определенных объектов), составление меню для правильного питания (актуализация ранее полученных знаний),
меню для праздничного стола; составление набора инструментов, необходимых
в быту для выполнения известных детям домашних работ, бытовая химия
(средства, применяемые в быту, их назначение и меры предосторожности):
жидкости для мытья посуды, пола, средства для очищения сантехники, электрических и газовых плит и т.п. (названия, внешний вид упаковки и пр.); как
поддерживать порядок (в комнате, на кухне и пр.); чистка картофеля и лука,
порядок в доме (дневник помощи: например, стер пыль, сложил вещи).
Развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств.
В зависимости от детских предпочтений знакомство с произведениями
искусства (музыки, живописи, скульптуры, архитектуры) и получение обратной
связи в виде различных продуктов художественной деятельности детей – символизация настроения, возникающего от взаимодействия с произведениями искусства (авторские символы). Ролевые игры с девочками, формирующие у них
адекватный гендерный стереотип (красиво одеваться, красиво ставить цветы,
накрывать стол и т.п.). Красота внешнего вида человека (одежда, украшения,
прическа), интерьера помещения (в т.ч. цветочные композиции), территории,
природная красота.
МОДУЛЬ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ И СПОСОБНОСТИ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ОДНОКЛАССНИКАМИ
Диагностический этап
Проблемы коммуникации могут быть связаны с различными причинами,
отчетливое представление о которых требует обязательного диагностического
этапа. Если диагностика познавательной деятельности может проводиться в ходе подгрупповых занятий, то проблемы коммуникации требуют как наблюдения (возможно, включенного или внешнего) за детской коммуникацией, так и
индивидуальной диагностики, проясняющей причины коммуникативных проблем (интровертированность или аутичность, психотравмирующий опыт, недо12
статочное понимание коммуникативных намерений по невербальным компонентам, т.е. когнитивные проблемы и т.д.). В ходе диагностики должна быть
оценена:
Склонность к агрессивным проявлениям и характер агрессивного поведения (немотивированная, мотивированная или защитная агрессия, физическая,
смешанная или только вербальная, наличие проявлений косвенной агрессии и
пр.).
Поведение в конфликте (провокационное, реактивное, формирующийся
стиль конфликтного взаимодействия: конфронтация, избегание, компромисс,
подчинение), способность к прогнозированию и уходу от конфликта.
Способность к дифференциации делового (при выполнении учебных заданий) и личностного (во внеучебной деятельности) общения.
Интеллект (мера дефицита познавательных способностей обучающегося).
Коммуникативная потребность.
По завершению диагностического этапа можно выделить ведущие проблемы внутри класса и в соответствии с этим разработать программу коррекционного воздействия.
Психокоррекционный этап
Групповые занятия эффективны только для формирующей работы,
начавшейся в предшествующие годы (внимание к партнеру по взаимодействию,
способность понимать причины поступков, моделировать типичные коммуникативные ситуации). Занятия тренингового типа способствуют повышению
межличностной толерантности, в определенной мере улучшают произвольную
регуляцию.
Вторым вариантом группового проведения занятий может быть работа с
текстами нравственно-этического содержания с элементами театральной деятельности. Не исключается просмотр кинопродукции с идентичным содержанием. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, как и в предшествующие годы реализуется за счет проведения игр,
направленных на соблюдение норм речевого этикета, умения делать комплименты, проявлять сочувствие и соучастие, не перебивать, соблюдать очередность, уступать, делиться и другие нормы просоциального поведения.
Третьим вариантом могут быть занятия с элементами арттерапии (преимущественно изобразительная деятельность или тестопластика). Коррекция
агрессивных проявлений (некоторых)можетдостигаться за счет обучения
приемам саморегуляции (развитие волевых качеств, способности управлять
своим поведением, эмоциональным реагированием), а также обучением использованию замещающих действий, уменьшающих эмоциональную напряженность.
Вместе с тем дети с выраженным агрессивным поведением будут препятствовать проведению групповых занятий. Поэтому преобладание таких учени13
ков делает целесообразным проведение подгрупповых занятий с арттерапевтическим и психотехническим содержанием (третий вариант).
МОДУЛЬ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ
СФЕРЫ И КОРРЕКЦИИ ЕЕ НЕДОСТАТКОВ
Как и в предшествующие годы обучения, выбор модуля адекватен при
наличии значительного количества обучающихся, имеющих типичные для ЗПР,
либо индивидуальные эмоциональные проблемы. Если же недостатки эмоционального развития не представляют особой проблемы с точки зрения нарушений социопсихологической адаптированности, то необходимая работа по эмоциональному развитию реализуется в модуле, направленном на совершенствование коммуникативных навыков.
Развитие способности к пониманию своих эмоций и эмоций окружающих.
Распознавание основных и смешанных эмоций на основе восприятия мимических и пантомимических (жесты, позы и пр.) знаков: гнев, обида, страх,
стыд, сомнение, удивление, непонимание, удовольствие, интерес. Невербальное
(пантомимическое, художественное) и вербальное выражение своих эмоций,
чувств, настроения, опасений. Словарная работа по расширению эмоционального словаря (выбор адекватных лексических средств – вставка в тексты с пропущенными словами).
Развитие способности к эмоциональному смещению: в младшем
школьном возрасте эмоциональное смещение (воспоминания об эмоционально
значимых событиях и их предвосхищение) должно составлять не менее месяца.
Отдельные занятия подобного типа не предполагаются, однако рекомендуется
неоднократно включать в занятия элементы воспоминаний о полученном опыте
и предвосхищения будущих событий).
Развитие эмоциональной регуляции. Заключается в использовании методических приемов, позволяющих сделать нормальным (сбалансированным)
функционирование разных уровней системы эмоциональной регуляции: аффективной пластичности, аффективных стереотипов, аффективной экспансии, аффективного контроля. Предполагается самостоятельное конструирование педагогом-психологом системы занятий подобного типа.
Коррекция тревожности (эмоциональной напряженности).
Этот раздел занятий рекомендуется поводить, имея определенную профессиональную подготовку (повышение квалификации, участие в тренинге).
При отсутствии у педагога-психолога систематизированных знаний и умений
по работе с тревогой и страхами более целесообразно включать упражнения,
способствующие стабилизации эмоционального состояния в контекст других
психокоррекционных занятий, создавая в них ситуацию успеха, необходимую
тревожным детям. Неквалифицированная работа со страхами может вместо
пользы принести вред.
14
Осознание эмоций в различных ситуациях знакомым детям по опыту:
опоздание, необходимость публичного ответа, выполнение самостоятельной/контрольной работы и т.п. Дифференциация эмоции тревоги (беспокойство
по поводу неблагоприятных последствий чего-либо) и страха. Работа со страхами (элементы символ-драмы, арттерапевтические упражнения, музыко- и
библиотерапия в доступных детям с ЗПР формах).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п
Тема занятий
кол-во
часов
Диагностический модуль – 3 ч.
1
Диагностика пробелов в знаниях
1
2
Диагностика особенностей развития памяти, внимания,
усидчивости
1
3
Диагностика коммуникативных навыков
1
Модуль по развитию информационно-содержательного компонента познавательной деятельности
4
Я – второклассник
1
5
Здравствуй, осень!
1
6
Убираем урожай
1
7
Рисуем по клеточкам
1
8
Геометрические фигуры
1
9
Занимательные задания
1
10
По страницам русских народных сказок
1
Модуль по развитию сферы жизненной компетенции
11
Дорогою добра
1
12
Мы - помощники
1
13
Очумелые ручки
1
14
Мы - художники
1
Модуль по развитию коммуникативной сферы и способности к взаимодействию
с одноклассниками
15
Я учусь расслабляться
1
16
Фантазируем и воображаем
1
15
17
Фантазии и ложь
1
18
Способы выражения эмоций
1
19
Конфликты
1
20
Как вести себя при ссоре
1
21
Если я ошибся
1
22
Я учусь играя
1
23
Я и мой класс
1
Модуль по развитию эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков
Когда я радуюсь
24
Мы смелые-умелые
1
25
Я и моя школа
1
26
Я и мой класс
1
27
Я и мой учитель
1
28
Я и моя семья
1
29
Я и мои друзья
1
30
Я умею понимать другого
1
31
Я умею договариваться с людьми
1
32
Учимся сотрудничать
1
33
Повторение. Диагностика достижений
1
34
Ура, каникулы!
1
Итого
34
3 КЛАСС
№ п/п
Тема занятий
кол-во
часов
Диагностический модуль – 3 ч.
1
Диагностика пробелов в знаниях
1
2
Диагностика особенностей развития памяти, внимания,
усидчивости
1
3
Диагностика коммуникативных навыков
1
Модуль по развитию информационно-содержательного компонента познава16
тельной деятельности
4
Саша и Маша в осеннем лесу
1
5
Саша и Маша помогают убирать урожай
1
6
Саша и Маша поехали на экскурсию
1
7
Саша и Маша пошли в музей
1
8
Саша и Маша пошли в театр
1
9
Саша и Маша поехали в Москву
1
10
Саша и Маша пошли в зоопарк
1
Модуль по развитию сферы жизненной компетенции
11
Что и кто дарит нам радость
1
12
Мы - помощники
1
13
Очумелые ручки
1
14
Мы - художники
1
Модуль по развитию коммуникативной сферы и способности к взаимодействию
с одноклассниками
15
Я учусь расслабляться
1
16
Воображение
1
17
Я воображаю
1
18
Способы выражения эмоций
1
19
Конфликты
1
20
Артерапевтическая мастерская
1
21
Если я ошибся
1
22
Я учусь играя
1
23
Я, ты, он, она – вместе целый дружный класс
1
Модуль по развитию эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков
Когда я радуюсь
24
Мы смелые-умелые
1
25
Гармонизация уровневой системы эмоциональной регуляции
1
26
Мы - фантазёры
1
17
27
Я и моя школа
1
28
Я и мой класс
1
29
Я и мой учитель
1
30
Я и моя семья
1
31
Я умею понимать другого
1
32
Я умею договариваться с людьми
1
33
Мы умеем действовать сообща
1
34
Закрепление изученного в течение года
1
Итого
34
4 КЛАСС
№ п/п
Тема занятий
кол-во
часов
Диагностический модуль – 3 ч.
1
Диагностика пробелов в знаниях
1
2
Диагностика особенностей развития памяти, внимания,
усидчивости
1
3
Диагностика коммуникативных навыков
1
Модуль по развитию информационно-содержательного компонента познавательной деятельности
4
Занимательные таблицы
1
5
Составляем таблицы
1
6
Игры со словами
1
7
Играем в сыщиков
1
8
Решаем необычные задачи
1
9
Как я запоминаю
1
10
Занимательные задания
1
Модуль по развитию сферы жизненной компетенции
11
Что и кто дарит нам радость
1
12
Мы - помощники
1
18
13
Очумелые ручки
1
14
Мы - художники
1
Модуль по развитию коммуникативной сферы и способности к взаимодействию
с одноклассниками
15
Я в мире людей
1
16
Имя мое...
1
17
Мои эмоции и общение
1
18
Выиграть – проиграть?
1
19
Когда приходит понимание?
1
20
Комфорт и общение
1
21
По дороге сказок
1
22
Я учусь играя
1
23
Я, ты, он, она – вместе целый дружный класс
1
Модуль по развитию эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков
Когда я радуюсь
24
Кто я
1
25
Какой я – большой или маленький
1
26
Я глазами других
1
27
Мои способности
1
28
Я могу, я умею
1
29
Я развиваю свои способности
1
30
Мои достижения
1
31
Мой внутренний мир
1
32
Я умею договариваться с людьми
1
33
Я расту – я изменяюсь
1
34
Закрепление изученного в течение года
1
Итого
34
19