1. Общая характеристика учебного предмета Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что обучению учащихся технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Предмет "Технология" предусматривает освоение материала по следующим образовательным линиям: технологическая культура производства; распространенные технологии современного производства; культура, эргономика и эстетика труда; получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации; основы черчения, графики, дизайна; элементы домашней и прикладной экономики; знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов; методы технической, творческой, проектной деятельности; история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники. В процессе обучения технологии учащиеся: познакомятся: с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией; с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства; с информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями; с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда; с производительностью труда; реализацией продукции; с экологичностью технологий производства; с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий); с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве; овладеют: навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности; навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера; основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды; умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов; умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений; навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития Выпускник научится: -называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии; -называть и характеризовать перспективные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии; -объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты; -проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов. Выпускник получит возможность научиться: -приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся Выпускник научится: -следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта; -оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищенности; -прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты; -в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность – качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта; -проводить оценку и испытание полученного продукта; -проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах; -описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения; -анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; Проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов, предполагающих: -изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования; -модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта; -определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе); -встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку; -изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке; Проводить и анализировать разработку и / или реализацию технологических проектов, предполагающих: -оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике); -обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами; -разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами; Проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих: -планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации); -планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов; -разработку плана продвижения продукта; Проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора). Выпускник получит возможность научиться: -выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; -модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии; -технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты; оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения Выпускник научится: -характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития, -характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития, -разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда, -характеризовать группы предприятий региона проживания, -характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения, -анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений, -анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории, -анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности, -получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников, -получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда. Выпускник получит возможность научиться: -предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей; -анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины , производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере. Личностные, метапредметным и предметные результаты освоения учебного предмета Изучение предметной области «Технология» в соответствии с ФГОС должно обеспечить: -развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; -активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; -совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; -формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; -формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; -демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности. Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе: -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; -самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; -развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей; -осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; -становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; -проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; -самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства; -формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; -развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся. Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе: -самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности; -алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; -определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; -комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества к ситуациям, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; -выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потреби тельную стоимость; самостоятельная -организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов; -виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; -осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; -формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; -организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; -оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; -соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; -оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; -формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты -В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам предметной области «Технология», планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают: -осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; -овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; -овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; -формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; -развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; -формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» По завершении учебного года обучающийся: -называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания; -описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры; -оперирует понятием «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека; -проводит морфологический и функциональный анализ технологической системы; -проводит анализ технологической системы – надсистемы – подсистемы в процессе проектирования продукта; -читает элементарные чертежи и эскизы; -выполняет эскизы механизмов, интерьера; -освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности) ; -применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации / проектированию технологических систем; -строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме;получил и проанализировал опыт исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона / поселения; -получил и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со службами ЖКХ; -получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов; -получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи); -получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов. П/П Раздел 3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Предмет «Технология», 5 класс. Всего часов за год - 70 Количество уроков – 35. Название раздела Элементы содержание Тема урока 1 Методы и срадства творческой пректной деятельности. 2 1. Вводный урок. Что такое учебный проект. 3 2. Методы и средства творческой и проектной деятельности 4 Производство. 5 3.Техносфера 6 4. Производство потребительских благ 7 Технология 8 5. Технология. История развития технологий 9 6. Классификация технологий 10 Техника 11 7. Техника и её использование в жизни людей Инструктаж по ТБ и ПБ. Формирование технологической культуры и проектнотехнологического мышления обучающихся. Виды проектов Реклама Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся Технологическая карта Потребности и технологии. Иерархия потребностей. Технологии: прошлое, настоящее, будущее. История развития Предприятия региона. Производство материалов на предприятиях. Производство продуктов питания на предприятиях. Организация транспортировки людей и грузов. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития. Виды технологий. Техники проектирования, конструирования, моделирования. Создание нового изделия. Модернизация изделия. Предприятия региона Виды технологий Новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств Техники проектирования, конструирования, моделирования Кол-во часов Количество контрольных работ Учебная неделя 4 2 недели 2 1 неделя 2 1 неделя 4 2 недели 2 1 неделя 2 1 неделя 4 2 недели 2 1 неделя 2 1 неделя 4 2 недели 2 1 неделя 12 8. Машины, их классификация 13 Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов. 14 9. Материалы для производства материальных благ 15 10. Виды материалов 16 11.Искусственные и синтетические материалы 17 12.Конструкционные материалы и их использование 18 13. Свойства конструкционных материалов 19 14. Текстильные материалы. Классификация. Технологии производства ткани Сборка моделей. Изготовление изделий. Простейшие роботы Техники проектирования, конструирования, моделирования Сборка моделей. Изготовление изделий. Простейшие роботы Новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств 2 1 1 неделя 30 15 недель Технологический процесс Сырьё, Ресурсы, Исследовательский проект Технологический процесс, Разработка и изготовление материального продукта с применением рабочих инструментом и технологического оборудования. Исследовательский проект, Разработка и изготовление материального продукта с применением рабочих инструментом и технологического оборудования, Продукт из конструкционных материалов (металл, древесина, пластмассы) 2 1 неделя 2 1 неделя 2 1 неделя Исследовательский проект, Разработка и изготовление материального продукта с применением рабочих инструментом и технологического оборудования, Продукт из конструкционных материалов (металл, древесина, пластмассы) Производство материалов на предприятиях Исследовательский проект, Планирование и разработка материального продукта, Разработка и изготовление материального продукта с применением рабочих инструментом и технологического оборудования, Продукт из конструкционных материалов (металл, древесина, пластмассы) Производство материалов на предприятиях 2 1 неделя 2 1 неделя 2 1 неделя Исследовательский проект Планирование и разработка материального продукта Разработка и изготовление материального продукта 20 15. Текстильные материалы растительного происхождения 21 16. Текстильные материалы животного происхождения 22 17. Свойства текстильных материалов 23 18. Технологии обработки материалов 24 19. Технология механической обработки материалов 25 20. Графическое отображение формы предмета 26 21. Обработка с удалением лишней части материала с применением рабочих инструментом и технологического оборудования Продукт из текстильных материалов Техники проектирования, конструирования, моделирования Конструирование и моделирование изделий Создание нового изделия. Модернизация изделия Исследовательский проект, Планирование и разработка материального продукта, Разработка и изготовление материального продукта с применением рабочих инструментом и технологического оборудования, Продукт из текстильных материалов Исследовательский проект, Планирование и разработка материального продукта, Разработка и изготовление материального продукта с применением рабочих инструментом и технологического оборудования, Продукт из текстильных материалов Производство материалов на предприятиях Исследовательский проект Планирование и разработка материального продукта Разработка и изготовление материального продукта с применением рабочих инструментом и технологического оборудования Продукт из текстильных материалов Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения Новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств Производство материалов на предприятиях Виды технологий Технологическая карта Конструирование и моделирование изделий Планирование и разработка материального Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения Виды технологий продукта Разработка и изготовление материального продукта с применением рабочих инструментом и технологического оборудования Виды технологий Технологическая карта Новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств Виды технологий,2 Промышленные, Технологическая карта, Конструирование и 2 1 неделя 2 1 неделя 2 1 неделя 2 1 неделя 2 1 неделя 2 1 неделя 2 1 неделя 27 22. Обработка с измельчением массы материала 28 23. Графическое изображение формы предмета 29 Технологии обработки пищевых продуктов 30 24. Основы здорового питания. Витамины, их значение в питании людей 31 25. Роль овощей в питании 32 26. Технологии обработки овощей 33 34 Технологии получения, преобразования и использования энергии 27. Что такое энергия 35 28. Виды энергии моделирование изделий, Планирование и разработка материального продукта, Разработка и изготовление материального продукта с применением рабочих инструментом и технологического оборудования Виды технологий. Технологическая карта Конструирование и моделирование изделий Планирование и разработка материального продукта Разработка и изготовление материального продукта с применением рабочих инструментом и технологического оборудования Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся Способы представления технической и технологической информации Эскизы Чертежи Технологическая карта Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального 2 2 1 неделя 1 1 неделя 6 3 недели Виды технологий Исследовательский проект Разработка и изготовление материального продукта с применением рабочих инструментом и технологического оборудования Продукт питания Виды технологий Промышленные Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения Новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств Технологическая карта Разработка и изготовление материального продукта с применением рабочих инструментом и технологического оборудования Продукт питания Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения Новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств 2 1 неделя 2 1 неделя 6 3 недели Виды технологий Производство, Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология Виды технологий, Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология, Техники проектирования, конструирования, моделирования 2 1 неделя 2 1 неделя 2 1 1 неделя 36 29. Накопление механической энергии 37 38 Технологии получения, преобразования и использования информации 30. Что такое информация 39 31. Каналы восприятия информации 40 32. Формы представления информации 41 Технологии растениеводства 42 33. Технологии растениеводства 43 Животный мир в техносфере. 44 34. Животноводство, как технология выращивания животных 45 46 Социальные технологии 35. Социальные технологии Виды технологий, Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология, Техники проектирования, конструирования, моделирования, Конструирование и моделирование изделий, Исследовательский проект 2 1 неделя 3 недель Виды технологий, Разработка информационного продукта Виды технологий, Разработка информационного продукта Виды технологий, Разработка информационного продукта 2 1 неделя Цикл жизни технологий, Виды технологий, Биотехнологии, Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения, Предприятия региона, Новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств 2 1 неделя Цикл жизни технологий, Виды технологий, Биотехнологии, Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения, Предприятия региона, Новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств 2 1 неделя Потребности и технологии, Иерархия потребностей, Виды технологий 2 1 неделя 1 неделя Лист корректировки рабочей программы Класс Название предмета, темы Планируемая дата проведения урока Причина корректировки Корректирующие мероприятия дата проведения по факту