РП_изо ООО ЗПР

1. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса и особенностей детей с ЗПР.
Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые
характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях
(замедленный темп, неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечается нарушения внимания, памяти, восприятия и др.
познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, несформированность мыслительных операций анализа;
синтеза, сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.

Важнейшими задачами курса математики для обучающихся с ЗПР является:
-развивать логическое мышление и речь обучающихся;
-формировать у обучающихся навыки умственного труда – планирование работы, поиск рациональных путей её
выполнения, осуществление контроля и самоконтроля;
-уметь грамотно и аккуратно делать математические записи, уметь объяснять их и использовать в практической деятельности; Дети с ЗПР
из-за особенностей своего психического развития, с трудом усваивают программу по математике в классах средней

ступени. Поэтому, в программу внесены некоторые изменения:
-увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью обучающихся;
-исключены трудные доказательства;
-теоретический материал преподносится в процессе решения задач, упражнений и выполнения заданий нагляднопрактического характера.
1.1.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и
препятствующие получению
образования без создания специальных условий .
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и
неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная
недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные
условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный
диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих
отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся в классе с нормотипичные, только один обучающийся имеет ЗПР он испытывает в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями , специфическими расстройствами
психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех
обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших

психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия
и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки
в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных
на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью
обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

У учащихся с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной
программе, особые образовательные потребности заключаются в:
-учете особенностей работоспособности (повышенной истощаемости) школьников с ЗПР при организации всего учебновоспитательного процесса; -учете специфики саморегуляции (недостатков инициативности, самостоятельности и ответственности,
трудностей эмоционального
контроля) школьников с ЗПР при организации всего учебно-воспитательного процесса; - обеспечении специальной помощи подростку в
осознании и преодолении трудностей саморегуляции деятельности и поведения, в
осознании ценности волевого усилия; -обеспечении постоянного контроля за усвоением учебных знаний для профилактики пробелов в
них вместе с щадящей системой
оценивания; -организации систематической помощи в усвоении учебных предметов, требующих высокой степени сформированности
абстрактнологического мышления.
Цель программы: обеспечить совместное обучение и взаимодействие детей с ОВЗ со сверстниками средствами алгебры и
геометрии.
Цель реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающимися с
ЗПР посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы.
Содержание математического образования в основной школе формируется на основе фундаментального ядра школьного математического
образования. В программе оно представлено в виде совокупности содержательных разделов, конкретизирующих соответствующие блоки
фундаментального ядра применительно к основной школе. Программа регламентирует объем материала, обязательного для изучения в
основной школе, а также дает примерное его распределение между 5-6 и 7-9 классами.
1.2.Основные направления коррекционной работы:
1.При утомляемости включать в социальные формы деятельности.
2.Дозировать нагрузку.
3.Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы.

4.Формирование и развитие коммуникативных навыков.
5.Выбор индивидуального обучения.
6.Развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля.
7.Формирование активности в учебно- игровой деятельности.
1.3. Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках:
-наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;
-поэтапное формирование умственных действий;
-опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;
-безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков; обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса или предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение
учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; -осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; -формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи.
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные:
Регулятивные:

-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце

действия, так и по ходу его реализации;
-высказывать своё предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;
-работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме,
инструкции; -отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и
ошибки; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя; -определять последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать свое предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией,
картиной; -учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; -определять и
формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -принимать решения в проблемной
ситуации на основе переговоров; -уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий своих и партнеров.
-самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом
учебном материале;
Познавательные:
-добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке; -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
-составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
-формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-реализация проектно-исследовательской деятельности.
-создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно;
-добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по картине, иллюстрации, схеме;
-выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
-составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
-доносить свою позицию до других;
-слушать и понимать речь других;
-оформлять свою мысль посредством рисунка;
-учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; -работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать со сверстниками и
взрослыми; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
-доносить свою позицию до других, уметь убеждать;
-устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности.
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
-организовывать и планировать учебное сотрудничество, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации. Предметные результаты
-формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни

и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого
воображения; -развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения
и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культур;
-освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных
ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); -воспитание уважения к истории культуры своего
Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

-приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных
(живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в

синтетических искусствах (театр и кино);
-приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия,
интерпретации и оценки произведений искусства;
-формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
5 класс
Ученик научится:
- понимать специфику образного языка декоративно-прикладного искусства, знать несколько народных художественных промыслов

России;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать
единство формы и декора.
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического
повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды.
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания

в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.
Ученик получит возможность научиться:
- владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж, и т.п.)
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды.
- анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
- понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности,
соответствующие замыслу;
- анализировать средства выразительности, используемые мастерами народного декоративно прикладного искусства и
современного декоративного искусства.
6 класс
Ученик научится:
- понимать значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- понимать изобразительное искусство во все времена и иметь представления о многообразии образных языков искусства и
особенностях видения мира в разные эпохи;
- понимать основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа

и натюрморта в истории искусства;
- определять выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и
отечественном искусстве; - особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художниковпейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- применять основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет,
форма, перспектива;
- владеть различными художественных материалами, художественными техниками и их значением в создании художественного
образа.
Ученик получит возможность научиться:
-анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

- понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности,
соответствующие замыслу;
- анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для
создания художественного образа.
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия,
понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
- создавать творческие композиционные работы вразныхматериалах с натуры, по памяти и по воображению;
7 класс
Ученик научится:
-анализировать произведения архитектуры и дизайна: определять место конструктивных искусств в ряду пластических искусств,
их общие начала и специфику:
- понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественнообразного начала их социальную роль:
- определять основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства:
- научится конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты, использовать

в макетных и графических композициях ритм, линию, объем, статику и динамику тектоники и фактур:
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами, а так- же использовать разнообразные
художественные материалы.
Ученик получит возможность научиться:
- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать
композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
-называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники
монументальной скульптуры, узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории
культуры;осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности,
создавать выразительные образы;
- применять творческий опыт разработки художественного проектасоздания композиции на определенную тему;создавать с натуры
и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная
скульптура);использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;получать представления об особенностях художественных коллекций
крупнейших музеев мира;использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

- понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; характеризовать
стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
8 класс
Ученик научится:
-понимать основы сценографии как вида художественного творчества;понимать роль костюма, маски и грима в искусстве
актерского перевоплощения;
- называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
-различать особенности художественной фотографии;различать выразительные средства художественной фотографии
(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
-понимать изобразительную природу экранных искусств;различать понятия: игровой и документальный фильм;
-называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
-использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана
как художественно-выразительных средств фотографии;
-смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино.
- усвоит принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровка).
Ученик получит возможность научиться:
- характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;понимать основы искусства телевидения;
- видеть различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
- применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

- применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д.
для спектакля из доступных материалов;
- добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
- применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и

т. д.;
- пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
- понимать и объяснять синтетическую природу фильма;применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

- применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;использовать первоначальные навыки
операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
- применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда
своей компьютерной анимации;
- использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
3. Содержание учебного предмета.
5 класс
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (35 ч)
Древние корни народного искусства (9
часов). Древние образы в народном
искусстве. Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве (7 часов).
Древние образы в современных народных
игрушках. Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной
жизни. Декор - человек, общество, время (10 часов).

Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире (9 часов).
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер.
6 класс
«Изобразительное искусство в жизни человека» (35 часа)
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (9
часов) Изобразительное искусство. Семья пространственных
искусств. Художественные материалы.
Рисунок - основа изобразительного творчества.
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объёмные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт (7часов)
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира - натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)
Образ человека - главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж (9 часов)
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж - большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7класс
«Дизайн и архитектура в жизни человека» (35 часов)
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (9 часов)
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в
хаос!» Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе.Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8
часов) Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному
макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Конструкция: часть и целое.Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне.Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11 часов)
Город сквозь времена и страны.Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты – архитектор!Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7 часов)
Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или … Под шепот фонтанных струй.
Мода, культура и ты.Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одёжке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя – моделируешь мир.
8 класс
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении (35 часа)
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (9 часов)
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества.
Сценография — искусство и производство.
Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, илиМагическое «если бы».
Привет от Карабаса_Барабаса!Художник в театре кукол.
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.(8 часов)
Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография —новое изображение реальности.

Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факти его компьютерная трактовка.
Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?(11 часов)
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма имонтаж. Пространство и время в кино.
Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчествов игровом фильме.
От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм —«рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения:

увидеть и снять.
Бесконечный мир кинематографа.Искусство анимации или когдахудожник больше, чем художник.
Живые рисунки на твоём компьютере.
Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (7 часов)
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
Жизнь врасплох, или Киноглаз.
Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современныеформы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.

Тематическое планирование (с фиксацией часов на каждую тему)

Название раздела, тема урока

Элементы содержания

№ п/п
5 класс

Количеств
о часов на
тему

Количеств
о
контрольн
ых работ

Учебная неделя

8

1

1-8 неделя

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В
ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1 четверть
«ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА»

1.

Древние образы в народном искусстве. Символика
цвета и формы.

2.

Декор русской избы.

3.

Внутренний мир русской избы.

Традиционные образы народного
прикладного искусства. Солярные
знаки, конь, птица, мать-земля,
древо жизни как выражение
мифопоэтических представлений
человека о жизни природы, о мире,
как обозначение жизненно важных
для человека смыслов.
Дом – мир, обжитой человеком,
образ освоенного пространства.
Дом, как микрокосмос. Избы
севера и средней полосы России,
Татарстана. Единство конструкции
и декора в традиционном русском,
татарском жилище.
Деревенский мудро устроенный
быт. Устройство внутреннего
пространства крестьянского дома,
его символика (потолок-небо, полземля, подпол- подземный мир,
окна- очи, свет). Жизненно важные
центры в крестьянском доме: печь,
красный угол, коник, полати. Круг

1

1 неделя

1

2 неделя

1

3 неделя

4.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

5.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

6.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной
вышивки.

7.

Современное повседневное декоративное искусство.
Что такое дизайн?
«Древние корни народного искусства»

8.

предметов быта и труда (ткацкий
станок, прялка, люлька, светец, и
т.п.).
Русская прялка, деревянная резная
и расписная посуда, предметы
труда. Единство пользы и красоты,
конструкции и декора.
Русская прялка, деревянная резная
и расписная посуда, предметы
труда. Единство пользы и красоты,
конструкции и декора.
Крестьянская и татарская вышивка
– хранительница древнейших
образов и мотивов, условность
языка орнамента, его
символическое значение
Польза, красота, практичность
предметов быта. Понятие дизайна.
Итоговая работа

1

4 неделя

1

5 неделя

1

6 неделя

1

7 неделя

1

1

8 неделя

8

1

1-8 неделя

2 четверть.
«СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ»

9

Древние образы в современных народных игрушках.

Магическая роль глиняной
игрушки в глубокой древности.
Традиционные древние образы в
современных народных игрушках.
Особенности пластической формы,
росписи глиняных игрушек,
принадлежащих к различным
художественным промыслам.

1

1 неделя

10

Лепка и роспись собственной модели игрушки.

11

Народные промыслы. Их истоки и современное
развитие.

12

Синие цветы Гжели.

13

Жостовские букеты.

14

Хохлома.

15

Истоки Городца. Роспись разделочных досок.

Единство формы и декора.
Особенности цветового строя,
основные декоративные элементы
росписи игрушек.
Традиционные народные
промыслы русского и татарского
народов– гордость и достояние
национальной отечественной
культуры. Промыслы как
искусство художественного
сувенира.
Краткие сведения из истории
развития гжельской керамики.
Значение промысла для
отечественной народной культуры.
Природные мотивы в изделиях
гжельских мастеров.
Краткие сведения из истории
развития жостова. Значение
промысла для отечественной
народной культуры. Природные
мотивы в изделиях жостовских
мастеров.
Краткие сведения из истории
развития хохломы. Значение
промысла для отечественной
народной культуры. Природные
мотивы в изделиях хохломских
мастеров.
Краткие сведения из истории
развития городца. Значение
промысла для отечественной
народной культуры.
Природные мотивы в изделиях
городецких мастеров.

1

2 неделя

1

3 неделя

1

4 неделя

1

5 неделя

1

6 неделя

1

7 неделя

16

Связь времен в народном искусстве

Итоговая работа

1

1

8 неделя

10

1

1-10 неделя

3 четверть.

«ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ»
17

Роль декоративного искусства в эпоху Древнего
Египта.

18

Орнамент, цвет, знаки –символы в декоративном
искусстве Древнего Египта. Маска фараона
Тутанхамона, саркофаг.

19

Декоративное искусство Древней Греции.
Костюм эпохи Древней Греции.

20

Легенды и мифы Древней Греции.

21

Греческая керамика. Живопись на вазах.

22

Одежда говорит о человеке.

Украшения в жизни древних
обществ. Символы и образы.

1

Подчеркивание власти,
могущества, знатности египетских
фараонов с помощью
декоративного искусства.
Символика элементов декора в 1
произведениях
Древнего Египта,
их связь с мировоззрением египтян
(изображение
лотоса,
жукаскарабея, священной кобры, ладьи
вечности, глаза-уаджета и др.).
Символика элементов декора в
1
произведениях Древней Греции,
их связь с мировоззрением греков.
Символика элементов декора в
1
произведениях Древней Греции,
их связь с мировоззрением греков.
Символика элементов декора в 1
произведениях Древней Греции,
их связь с мировоззрением греков.
Сюжеты
росписи
на
древнегреческих вазах
Одежда, костюм не только служат
1
практическим целям, но и

1 неделя

2 неделя

3 неделя
4 неделя
5 неделя

6 неделя

23

Коллективная творческая композиция
«Бал во дворце»

24

Коллективная творческая композиция
«Бал во дворце»

25

О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы,
зачем они нужны людям.

26

Декор-человек, общество, время
4 четверть

являются особым знаком- знаком
положения
человека в
обществе и его роли в обществе.
Средневековая одежда.
Одежда, костюм не только служат
практическим целям, но и
являются особым знаком- знаком
положения
человека в
обществе и его роли в обществе.
Средневековая одежда.
Одежда, костюм не только служат
практическим целям, но и
являются особым знаком- знаком
положения
человека в
обществе и его роли в обществе.
Средневековая одежда.
Декоративность,
орнаментальность,
изобразительная условность
искусства геральдики. Первые
гербы Средних веков. Роль
геральдики в жизни рыцарского
общества. Фамильный герб как
знак достоинства его владельца,
символ чести рода. Виды гербов.
Герб Татарстана. Гербы городов
Татарстана. Герб города Казань.
Обобщающий урок

1

1

1

8 неделя

1

9 неделя

1

10 неделя

8
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

7 неделя

1

1-7 неделя

27

Народная праздничная одежда.

28

Изготовление куклы –
берегини в русском народном костюме.

29

Эскиз русского народного костюма.

30

Эскиз русского народного костюма.

31
32

Праздничные народные гулянья. Масленица.
Коллективная работа.
Современное выставочное искусство.

33

Человек и мода.

34
Итого:

Резервный урок

Народный (татарский)
праздничный костюм – целостный
художественный образ.
Северорусский комплекс (в основе
сарафан) и
Южнорусский (в основе панева)
комплекс женской одежды. Рубаха
– основа мужской и женской
костюмов. Разнообразие форм и
украшений народного
праздничного костюма в
различных регионах России.
Защитная функция декоративных
элементов крестьянского костюма.
Символика цвета в
народной(татарской) одежде.
Форма и декор женских головных
уборов. Последовательность
изготовления куклы-берегини.
Вышивка в народном костюме.
Создание эскизов народного
праздничного костюма
Создание эскизов народного
праздничного костюма
Народные традиции и праздники.
Изготовление панно
Многообразие материалов и
техник современного декоративноприкладного искусства
(художественная керамика, стекло,
металл, гобелен, роспись по ткани,
моделирование одежды).
Выполнение творческих работ в
различных материалах и техниках.
34

1

1 неделя

1

2 неделя

1

3 неделя

1

4 неделя

1

1

5 неделя

1

6 неделя

1

7 неделя

Тематическое планирование (с фиксацией часов на каждую тему)
Название раздела, тема урока
№ п/п
6 класс

Элементы содержания

Количеств
о часов на
тему

Количеств
о
контрольн
ых работ

Учебная неделя

8

1

1-8 неделя

1 четверть
Виды изобразительного искусства и основы
образного языка

9.

Изобразительное искусство.
Семья пространственных искусств.
Художественные материалы

10.

Рисунок — основа изобразительного творчества

11.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм
линий

Беседа об искусстве
и его видах. 1
Пластические
или
пространственные виды искусства и
их деление на три группы:
изобразительные, конструктивные и
декоративные.
Художественные
материалы и их выразительность в
изобразительном искусстве.

1 неделя

Рисунок основа мастерства
1
художника. Творческие задачи
рисунка. Виды рисунка.
Подготовительный рисунок как этап
в работе над произведением любого
вида пластических искусств.
Зарисовка. Набросок с натуры.
Учебный рисунок.
Выразительные свойства линии, виды
1
и характер линии. Условность и
образность линейного изображения.
Ритм
линий,
ритмическая
организация листа. Роль ритма в
создании
образа.
Линейные
графические рисунки
известных
художников.

2 неделя

3 неделя

12.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

13.

Цвет. Основы цветоведения

14.

Цвет в произведениях живописи

15.

Объемные изображения в скульптуре

16.

Основы языка изображения

Пятно в изобразительном искусстве.
Роль пятна в изображении и его
выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные
отношения: темное светлое.
Тональная шкала. Композиция листа.
Ритм пятен. Доминирующее пятно.
Основные и составные цвета.
Дополнительные цвета. Цветовой
круг. Теплые и холодные цвета,
Цветовой контраст. Насыщенность
цвета и его светлота.
Понятия «локальный цвет», «тон»,
«колорит», «гармония цвета».
Цветовые отношения. Живое
смешение красок. Взаимодействие
цветовых пятен и цветовая
композиция. Фактура в живописи.
Выразительность мазка.
Выразительные
возможности
объемного
изображения.
Связь
объема
с
окружающим
пространством
и
освещением,
Художественные
материалы
в
скульптуре: глина, камень, металл,
дерево
и др.— и их выразительные свойства.

1

4 неделя

1

5 неделя

1

6 неделя

1

7 неделя

Беседа. (тест)
Обобщение 1
материала
темы:
виды
изобразительного
искусства,
художественные материалы и
их
выразительные
возможности,
художественное
творчество
и

1

8 неделя

художественное
зрительские умения.

восприятие,

2 четверть.
МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ

9

Реальность и фантазия в творчестве художника

10

Изображение предметного мира — натюрморт

11

Понятие формы. Многообразие форм
окружающего мира

12

Изображение объема на плоскости и линейная
перспектива

8

Беседа. Во все времена человек
создавал изображения окружающего
его мира. Изображение как познание
окружающего мира и отношение к
нему человека. Условность и
правдоподобие в изобразительном
искусстве.
Многообразие форм изображения
мира вещей в истории искусства. О
чем рассказывают изображения
вещей. Появление жанра
натюрморта. Натюрморт в истории
искусства. Натюрморт в живописи,
графике, скульптуре.
Многообразие форм в мире. Понятие
формы. Линейные, плоскостные и
объемные формы. Плоские
геометрические тела, которые можно
увидеть в основе всего многообразия
форм. Формы простые и сложные.
Плоскость и объем. Изображение как
окно в мир. Когда и почему возникли
задачи объемного изображения?
Перспектива как способ изображения
на плоскости предметов в
пространстве.

1

1-8 неделя

1

1 неделя

1

2 неделя

1

3 неделя

1

4 неделя

13

Освещение. Свет и тень.

14

Натюрморт в графике.

15

Цвет в натюрморте.

16

Выразительные возможности натюрморта
(обобщение темы)

Освещение как средство выявления
объема предмета. Источник
освещения. Понятия «свет», «блик»,
«полутень», «собственная тень»,
«рефлекс», «падающая тень».
Богатство выразительных
возможностей освещения в графике и
живописи.
Графическое изображение
натюрмортов. Композиция и
образный строй в натюрморте: ритм
пятен, пропорций, движение и покой,
случайность и порядок. Натюрморт
как выражение художником своих
переживаний и представлений об
окружающем его мире.
Цвет в живописи и богатство его
выразительных возможностей.
Собственный цвет предмета
(локальный) и цвет в живописи
(обусловленный).
Итоговая беседа. Предметный мир в
изобразительном искусстве.
Выражение в натюрморте
переживаний и мыслей художника,
его представлений и представлений
людей его эпохи об окружающем
мире и о самих себе

1

5 неделя

1

6 неделя

1

7 неделя

1

1

8 неделя

1

1-10 неделя

3 четверть.

ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ
17

Образ человека — главная тема искусства

10
Изображение человека в искусстве
разных эпох. История возникновения

1

1 неделя

портрета. Портрет как образ
определенного реального человека.
Портрет в искусстве древнего Рима,
эпохи Возрождения и в искусстве
Нового времени.
Закономерности в конструкции
1
головы человека. Большая цельная
форма головы и ее части. Пропорции
лица человека. Средняя линия и
симметрия лица.
Повороты и ракурсы головы.
1
Соотношение лицевой и черепной
частей головы, соотношение головы
и шеи. Большая форма и детализация.
Шаровидность глаз и призматическая
форма носа.
Закономерности
конструкции и 1
бесконечность
индивидуальных
особенностей и физиономических
типов.

18

Конструкция головы человека и ее пропорции

19

Изображение головы человека в пространстве

20

Изображение головы человека в пространстве

21

Портрет в скульптуре

Человек
основной
предмет 1
изображения
в
скульптуре.
Скульптурный портрет в
истории
искусства.
Выразительные
возможности скульптуры.
Материал
скульптуры. Характер человека и
образ
эпохи
в
скульптурном
портрете.

5 неделя

22

Графический портретный рисунок

Образ человека
в
графическом
портрете. Рисунок головы человека в
истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности,
характер, настроение человека в
графическом портрете.

6 неделя

1

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Выразительные средства и
возможности графического
изображения. Расположение на листе.
Правда жизни и
язык искусства.
Художественное
преувеличение.
Отбор деталей и обострение образа.
Сатирические образы в искусстве.
Карикатура. дружеский шарж.

23

Сатирические образы человека

24

Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека
при 1
различном
освещении. Постоянство
формы и изменение ее восприятия.
Свет, направленный сбоку, снизу,
рассеянный
свет,
изображение
против
света,
контрастность
освещения.

25

Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете.
1
Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет
как
выражение настроения
и
характера героя портрета. Цвет и
живописная фактура.

9 неделя

26

Великие портретисты

Выражение творческой
индивидуальности художника в
созданных им портретных образах.
Личность художника и его эпоха.
Личность героя портрета и
творческая интерпретация ее
художником.

10 неделя

4 четверть

1

1

7 неделя

1

8 неделя

8

1

1-8 неделя

ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ
27

28

Жанры в изобразительном искусстве
Изображение пространства

29

Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива

30

Пейзаж — большой мир

Предмет изображения и картина мира
в изобразительном искусстве.
Изменения видения мира в разные
эпохи. Жанры в изобразительном
искусстве. Портрет. Натюрморт.
Пейзаж. Тематическая картина:
бытовой в исторический жанры.
Беседа о видах перспективы в
изобразительном искусстве. Вид
перспективы как средство
выражения, вызванное
определенными задачами.
Отсутствие изображения
пространства в искусстве Древнего
Египта, связь персонажей общим
действием и сюжетом
Перспектива учение о способах
передачи глубины пространства.
Плоскость картины. Точка зрения.
Горизонт и его высота. Уменьшение
удаленных предметов —
перспективные сокращения. Точка
схода.
Пейзаж как самостоятельный жанр в
искусстве. Превращение пустоты в
пространство. Древний китайский
пейзаж. Эпический и романтический
пейзаж Европы. Огромный и
легендарный мир в пейзаже. Его
удаленность от зрителя. Организация
перспективного пространства в
картине.

1

1 неделя

1

2 неделя

1

3 неделя

1

4 неделя

31

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

32

Пейзаж в русской живописи

33

Пейзаж в графике.

34

Городской пейзаж

Итого:

Пейзаж-настроение как отклик на
переживания художника.
Многообразие форм и красок
окружающего мира. Изменчивость
состояний природы в течение суток.
История
формирования образа
природы в русском искусстве.
Образы природы в
произведениях
А.Венецианова,
А.Саврасова,
И.Шишкина

1

5 неделя

1

6 неделя

Графические зарисовки и наброски
пейзажей
в творчестве известных
художников.
Многообразие
графических техник.

1

7 неделя

Разные образы города в истории
искусства и в российском искусстве
ХХ века. Работа над графической
композицией «Городской пейзаж».
Желательны предварительные
наброски с натуры. Возможен
вариант коллективной работы путем
создания аппликации из отдельных
изображений (общая композиция
после предварительного эскиза).
34

1

1

8 неделя

Тематическое планирование (с фиксацией часов на каждую тему)
№ п/п

Название раздела, тема урока
7 класс

Элементы содержания

Количеств
о часов на
тему

Количеств
о
контрольн
ых работ

Учебная неделя

9

1

1-9 неделя

1 четверть

17.

Архитектура и дизайн – конструктивные
искусства в ряду пространственных искусств.
Мир, который создал человек. Художник – дизайн
- архитектура. Искусство композиции - основа
дизайна и архитектуры
Основы композиции и в конструктивных
искусствах Гармония, контраст и
выразительность плоскостной композиции.

18.

Прямые линии и организация пространства.

19.

Цвет - элемент композиционного творчества.

Мир, который
создает
человек. 1
Конструктивные
искусства
–
архитектура
и
дизайн.
Основа
архитектуры
и
дизайна.
Семья
пространственных искусств.
Решение
с помощью простейших 1
композиционных
элементов
художественно-эмоциональных
задач.
Ритм и движение, разреженность и
сгущенность.
Прямые
линии:
соединение элементов композиции
и
членение
плоскости.
Образнохудожественная
осмысленность
простейших плоскостных композиций.
Монтажность соединений элементов,
порождающая новый образ.

1 неделя

Функциональные задачи цвета в
конструктивных искусствах.
Применение локального цвета.
Сближенность цветов и контраст.
Цветовой акцент, ритм цветовых форм,
доминанта.

3 неделя

1

2 неделя

20.

Свободные формы: линии и пятна.

Выразительность линии и пятна,
интонационность и
многоплановость.
Свойства
свободных
форм
–
неожиданные
цветовые
сочетания,
декоративность пятен
и графическая прихотливость линий.
Свободная линия, цветовой или
тоновый мазок. Абстрактная
композиция. Её смысл и образная
выразительность.

1

4 неделя

21.

Буква - строка - текст. Искусство шрифта.

1

5 неделя

22.

Когда текст и изображение вместе.

Буква как изобразительно-смысловой
символ звука. Буква и искусство
шрифта, «архитектура» шрифта,
шрифтовые гарнитуры. Шрифт и
содержание текста. Понимание
печатного слова, типографской строки
как элементов плоскостной композиции
Синтез слова и изображения в
искусстве плаката, монтажность их
соединения, образно-информационная
цельность. Стилистика изображения и
способы
их
композиционного
расположения в пространстве плаката и
поздравительной открытки.

1

6 неделя

23.

Композиционные основы макетирования в
графическом дизайне.

1

7 неделя

Мир, который создает человек.
Конструктивные искусства –
архитектура и дизайн. Основа
архитектуры и дизайна. Семья
пространственных искусств

24.

В бескрайнем мире книг и журналов.
Многообразие форм графического дизайна.

Многообразие видов
полиграфического дизайна: от визитки
до книги. Соединение текста и
изображения. Элементы, составляющие
конструкцию и художественное
оформление книги, журнала.
Коллажная композиция: образность и
технология. Художественно –
творческое задание

1

25.

Гармония, контраст и
выразительность плоскостной композиции.

Объемно-пространственная и
плоскостная композиция. Основные
типы композиций: симметричная и
асимметричная, фронтальная и
глубинная. Гармония и контраст, баланс
масс и динамическое равновесие,
движение и статика, ритм, замкнутость
и разомкнутость композиции - все
вариации рассматриваются на примере
простейших форм.

1

1

8 неделя

9 неделя

2 четверть.
В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК
КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ
10

Объект и пространство. От плоскостного
изображения к объемному макету.

9

Композиция плоскостная и
пространственная. Прочтение
плоскостной композиции как
схематического изображения объемов в
пространстве при виде на них сверху.
Композиция пятен и линий как чертеж
объектов в пространстве.

1

1

1-9 неделя

1 неделя

11

Архитектура — композиционная организация
пространства. Макетные упражнения.

Условность
выразительных

и

метафоричность
средств, участвующих

1

2 неделя

Прочтение по
рисунку
простых
геометрических тел, а также прямых,
ломаных,
кривых
линий.
Конструирование их в объеме и
применение
в
пространственномакетных
композициях.
Вспомогательные соединительные элементы в
пространственной
композиции.
Понятие рельефа местности и способы
его обозначения на макете. Дизайн
проекта: введение монохромного цвета.

1

3 неделя

Про слеживание
структур
зданий
различных
архитектурных стилей
и
эпох. Выявление простых объемов,
образующих дом. Взаимное влияние
объемов и их сочетаний на образный
характер
постройки.
Баланс
функциональности
и художественной

1

4 неделя

в сочинении
пространства
макета.
Рельеф. Разновысокие, горизонтальные и
вертикальные плоскости как
элементы композиционного творчества.
Гармония и разнообразие в

ритмической организации пространства.
Композиция макетов: ориентированная
на центр или разомкнутая, построенная
по принципу сгущенности и
разреженности масс. Ритм вертикалей.
Цвет фактура в макете.
12

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

13

Конструкция: часть и целое. Здание как
сочетание различных объемных форм.

красоты здания. Деталь и целое

.

Достижение
выразительности
и
целесообразности конструкции. Модуль

14

Здание как сочетание различных объемных
форм. Модуль.

15

Важнейшие архитектурные элементы здания.

16

Вещь: красота и целесообразность. Единство
художественного и функционального.

17

Форма и материал.

как основа
эстетической цельности
постройки
и
домостроительной
индустрии.
. Выявление простых объёмов,
образующих дом. Взаимное влияние
объёмов и их сочетаний на образный
характер постройки.
Рассмотрение различных типов зданий,
выявление горизонтальных,
вертикальных, наклонных элементов,
входящих в их структуру.
Возникновение и историческое развитие
главных архитектурных элементов
здания (перекрытия, стены, окна, двери,
крыша, а также арки, купола, своды,
колонны и др.). Использование
элементов здания в макете
проектируемого объекта.
Многообразие мира вещей. Внешний
облик
вещи.
Выявление
сочетающихся объемов. Функция
вещи и
целесообразность сочетаний
объемов.
Дизайн вещи как искусство и
социальное проектирование. Вещь как
образ действительности и времени.
Сочетание образного и рационального.
Красота - наиболее полное выявление
функции вещи.
Взаимосвязь формы и материала.
Влияние функции вещи на материал, из
которого она будет создаваться. Роль
материала в определении формы.
Влияние
развития
технологий и
материалов на изменение формы вещи

1

5 неделя

1

6 неделя

1

7 неделя

1

1

8 неделя

(например, бытовая аудиотехника - от
деревянных корпусов
к пластиковым
обтекаемым формам и т. д.).
18

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в
формотворчестве.

Эмоциональное и формообразующее
значение цвета в дизайне и архитектуре.
Влияние цвета на восприятие формы
объектов архитектуры и дизайна.
Отличие роли цвета в живописи от его
назначения в конструктивных
искусствах. Цвет и окраска.
Преобладание локального цвета в
дизайне и архитектуре.
Психологическое воздействие цвета.

1

9 неделя

3 четверть.

19

20

ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ
ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ
КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Город сквозь времена и страны. Образы
материальной культуры прошлого.

Город сегодня и завтра. Пути развития
современной архитектуры и дизайна.

7

1

1-7 неделя

Образ и стиль. Смена стилей как 1
отражение эволюции образа жизни,
сознания
людей
и
развития
производственных
возможностей.
Художественно-аналитический
обзор
развития
образно-стилевого
языка
архитектуры как этапов духовной,
художественной
и
материальной
культуры разных народов и эпох.
Архитектура
народного
жилища.
Храмовая архитектура. Частный дом.

1 неделя

Архитектурная
градостроительная революция 20 века.
Ее технологические и эстетические
предпосылки и истоки. Социальный

2 неделя

1

21

Живое пространство города.
Город, микрорайон, улица.

22

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

23

Интерьер и вещь в доме. Дизайн интерьера.

24

Природа и архитектура.

аспект «перестройки» в архитектуре.
Отрицание канонов и одновременно
использование наследия с учетом нового
уровня материально-строительной
техники. Приоритет функционализма.
Исторические формы планировки
1
городской среды и их связь с образом
жизни людей. Различные
композиционные виды планировки
города: замкнутая, радиальная,
кольцевая, свободно-разомкнутая,
асимметричная, прямоугольная и др.
Схема-планировка и реальность.
Неповторимость старинных кварталов и
1
кварталы
жилья.
Роль
малой
архитектуры и архитектурного дизайна
в эстетизации
и
индивидуализации
городской среды, в установке связи
между человеком и архитектурой.
Создание информативного
комфорта
городской
среды:
устройство
пешеходных зон в городах, установка
городской мебели (скамьи, «диваны» и
пр.), киосков, информационных блоков,
блоков локального озеленения и т. д.
Архитектурный
«остов»
интерьера. 1
Историчность
и
социальность
интерьера. Отделочные материалы,
введение фактуры и цвета в интерьер.
От
унификации к индивидуализации
подбора вещного наполнения интерьера.
Мебель и архитектура: гармония и
контраст.
Город в
единстве с
ландшафтно- 1
парковой
средой.
Развитие
пространственно-конструктивного

3 неделя

4 неделя

5 неделя

6 неделя

мышления.
Обучение
технологии
макетирования
путем
введения в
технику
бумагопластики различных
материалов и фактур (ткань, проволока,
фольга, древесина, стекло и т. д.) для
создания
архитектурно-ландшафтных
объектов (лес, водоем, дорога, газон и т.
д.).
25

Ты - архитектор.
Проектирование города.

Единство
эстетического
и 1
функционального
в
объемнопространственной
организации среды
жизнедеятельности людей. Природноэкологические, историко-социальные и
иные параметры, влияющие на
композиционную
планировку города.
Реализация
в
коллективном
макетировании
чувства красоты и
архитектурно-смысловой логики.

1

7 неделя

9

1

1-7 неделя

4 четверть

ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И
АРХИТЕКТУРЫ. ОБРАЗ ЖИЗНИ И
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.
26

Мой дом - мой образ жизни.

Мечты и представления, учащихся о
своем будущем жилище, реализующиеся
в их архитектурно-дизайнерских
проектах. Принципы организации и
членения пространства на различные
функ-циональные зоны: для работы,
отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.
д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в
проекте инженерно-бытовых и
санитарно-технических задач.

1

1 неделя

27

28

Интерьер комнаты – портрет её хозяина.

Дизайн и архитектура моего сада.

Дизайн интерьера.
Роль материалов, 1
фактур и цветовой гаммы. Стиль и
эклектика. Отражение в проекте дизайна
интерьера
образно-архитектурного
замысла и композиционно-стилевых
начал. Функциональная красота или
роскошь
предметного
наполнения
интерьера
(мебель,
бытовое
оборудование).

2 неделя

Планировка
сада,
огорода, 1
зонирование территории.
Организация
палисадника, садовых дорожек. Малые
архитектурные формы сада: беседка,
бельведер, пергола, ограда и пр.
Водоемы и мини пруды. Сомасштабные
сочетания растений сада. Альпийские
горки, скульптура, керамика, садовая
мебель, кормушка для птиц ит. д.
Спортплощадка и многое другое в саду
мечты.
Искусство
аранжировки.
Икебана
как
пространственная
композиция в интерьере.

3 неделя

29

Мой костюм – мой облик.
Дизайн современной одежды.

Соответствие материала и формы
в одежде. Технология создания
одежды. Целесообразность и мода.
О психологии индивидуального и
массового. Мода - бизнес и
манипулирование массовым
сознанием. Законы композиции в
одежде. Силуэт, линия, фасон.

1

4 неделя

30

Автопортрет на каждый день.

Лик или личина? Искусство грима и
прически. Форма лица и прическа.
Макияж дневной, вечерний и
карнавальный. Грим бытовой и

1

5 неделя

сценический. Лицо в жизни, на
экране, на рисунке и на фотографии.
Азбука визажистики и
парикмахерского стилизма. Боди-арт
и татуаж как мода.
31

Встречают по одежке.

32

Моделируя себя - моделируешь мир.

О психологии индивидуального
и 1
массового.
Мода
бизнес
и
манипулирование массовым сознанием.
Возраст
и
мода.
Молодежная
субкультура и подростковая мода. «Быть
или казаться»? Самоутверждение и
знаковость в моде. Философия «стаи» и
ее выражение в одежде. Стереотип и
кич.
Человек - мера вещного мира. Он или
его хозяин,
или раб.
Создавая
«оболочку» - имидж, создаешь и
«душу».
Моделируя
себя,
моделируешь и создаешь мир и свое
завтра.
Заключительное занятие года, которое
проводится в свободной форме на
примере
выставки
сделанных
учащимися
работ.
Занятие
демонстрирует понимание учащимися
роли дизайна и архитектуры в
современном обществе как
важной
формирующей его
социокультурного
облика, показывает понимание места
этих искусств и их образного языка в
ряду пластических искусств. Выставка
учащихся.

1

6 неделя

7 неделя

33
Резервный урок
34

Итого:

Резервный урок

34

Тематическое планирование (с фиксацией часов на каждую тему)
№ п/п

Название раздела, тема урока
8 класс

Элементы содержания

Количеств
о часов на
тему

Изобразительное искусство в театре, кино и на
телевидении

Количеств
о
контрольн
ых работ

34

Учебная неделя

4

1 четверть

26.

Художник и искусство театра. Роль изображения в
синтетических искусствах
Образная сила искусства. Изображение в театре и
кино.

27.

Театральное искусство и художник. Правда и магия
театра

28.

Сценография - особый вид художественного
творчества. Безграничное пространство сцены.

29.

Сценография как искусство и производство.

30.

Костюм, грим и маска, или магическое « если бы».
Тайны актерского перевоплощения

31.

Художник в театре кукол.

8
Синтетические искусства и
изображения. Образная сила
искусства.
Изображение в театре и кино.
Общность жизненных истоков,
художественных идей, образного
строя произведений различных
видов искусств.
Роль и значение изобразительного
искусства в синтетических видах
творчества.
Театральное искусство и
художник. Правда и магия театра.
Костюм, грим и маска или
магическое «если бы». Тайны
актерского перевоплощен
Совместные действия сценариста,
режиссера, художника, актеров в
создании художественного образа
спектакля.
Искусство и специфика
театрального костюма

1

1-8 неделя

1

1 неделя

1

2 неделя

1

3 неделя

1

4 неделя

1

5 неделя

1

6 неделя

Относительная самостоятельность
костюма в шоу-представлениях и
театре моды.

32.

Привет от Карабаса – Барабаса.

Привет от Карабаса- Барабаса.
Кукольный театр – единственный
вид сценического искусства с
главенствующей ролью
художника. Художник куклы –
создатель образа куклы-актёра
Спектакль от замысла к
воплощению.

1

33.

Спектакль – от замысла к воплощению.
Третий звонок.

Третий звонок. Игровое действо,
построенное на использовании
одной из форм художественносценографической работы.

1

1

8 неделя

8

1

1-8 неделя

7 неделя

2 четверть.
ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К
ФОТОГРАФИИ.ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ
ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ
9

Фотография – взгляд сохраненный навсегда.
Фотография - новое изображение реальности.

10

Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа
операторского фотомастерства: умение видеть и
выбирать.

Художник и изобразительные
средства. Роль художественных
инструментов в творческом
художественном процессе.
Объективное и субъективное в
живописи и фотографии или кино.
Грамота фотографирования и
операторского мастерства.
Фотография как передача
видимого мира в изображениях,
дублирующих реальность.
Фотографическое изображение не
реальность, а новая

1

1 неделя

1

2 неделя

художественная условность.
11

Фотография искусство «светописи». Вещь : свет и
фактура.

12

«На фоне Пушкина снимается семейство».
Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство
фотооператора.

13

14

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

15

Фотография и компьютер.

16

Документ для фальсификации: факт и его
компьютерная трактовка.

Фотография – искусство
светописи. Вещь: свет и фактура.
Натюрморт и пейзаж – жанровые
темы фотографии. Свет –
изобразительный язык
фотографии. Роль света в
выявлении формы и фактуры
вещи.
Человек на фотографии. Искусство
фотопейзажа и фотоинтерьера.
Операторское мастерство
фотопортрета. Анализ своеобразия
художественной образности
фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство
фоторепортажа.
Фотография и компьютер.
Событие как объект репортажной
съёмки, требующий подготовки,
оперативности.
Фотография – остановленное
время, запечатлённое навсегда в
лицах, пейзажах и событиях.
«Мой фотоальбом». Выставка
работ учащихся

1

3 неделя

1

4 неделя

1

5 неделя

1

6 неделя

1

7 неделя

1

1

8 неделя

10

1

1-10 неделя

3 четверть.
ФИЛЬМ ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ
ОБ ИСКУСТВЕ КИНО?

17

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа
фильма и монтаж.

Кино – запечатлённое движение.
Многоголосый язык экрана.
Новый вид изображения –
движущееся экранное
изображение.
Пространство и время в кино.
Азбука кинозыка. Начало фильма
– замысел. Фильм как
последовательность кадров.
Литературно-словесная запись
фильма – сценарий;
изобразительная запись, т.е.
покадровая зарисовка фильма, раскадровка.
Художник в игровом фильме.
Игровой (художественный) фильм.
Драматургическая роль звука и
музыки в фильме.
От большого экрана к домашнему
видео. Главенство играемого
актёрами сюжета в игровом
(художественном) фильме.

1

1 неделя

18

Пространство и время в кино.

1

2 неделя

19

Художник и художественное творчество в кино.

1

3 неделя

20

Художник в игровом фильме.

1

4 неделя

21

От большого экрана к домашнему видео.

1

5 неделя

22

Азбука киноязыка.

Музыка и шумы в фильме.
Бесконечный мир кинематографа.

1

6 неделя

23

Азбука киноязыка.

Музыка и шумы в фильме.
Бесконечный мир кинематографа.

1

7 неделя

24

Бесконечный мир кинематографа

Компьютер на службе художника.
Анимационный
(мультипликационный) фильм

1

25

Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ

Новые способы получения
изображения. Компьютерный
анимационный фильм: технология

1

1

8 неделя

9 неделя

26

История и специфика рисовального фильма

создания и основные этапы
творческой работы.
Изображение на экране
компьютера и законы экранного
искусства

1

10 неделя

4 четверть

6

ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА.
ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ
27

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и
художественная природа телевизионного изображения.

28
29

Телевидение и документальное кино.
Телевизионная документалистика:
от видеосюжета до телерепортажа
Киноглаз, или Жизнь в врасплох.

30

Телевидение, Интернет… Что дальше?

31

Современные формы экранного языка.

Художественный вкус и культура.
Интернет – новейшее
коммуникативное средство.
Актуальность и необходимость
зрительской творческой
телеграмоты.
Специфика телевидения – это
«сиюминутность» происходящего
на экране.
Кинонаблюдение – основа
документальноговидеотворчества.
Метод кинонаблюдения –
основное средство изображения
события и человека в
документальном фильме
телерепортаже.
Роль и возможности экранных
форм в активизации
художественного сознания и
творческой видеодеятельности
молодежи в интернет –
пространстве.
Роль визуально –зрелищных
искусств. В обществе и жизни

1

1-6 неделя

1

1 неделя

1

2 неделя

1

3 неделя

1

4 неделя

1

1

5 неделя

32

В царстве кривых зеркал,
или Вечные истины искусства.

33
34
Итого:

Резервный урок
Резервный урок

человека.
Позитивная и негативная роль
СМИ. Телевидение – регулятор
интересов и запросов общества.

34

1

6 неделя

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название предмета, темы

Планируемая дата
проведения урока

Причина корректировки

Корректирующие
мероприятия

дата
проведения
по факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».