1. Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и особенностей детей с ЗПР. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп, неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечается нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции. Важнейшими задачами курса математики для обучающихся с ЗПР является: -развивать логическое мышление и речь обучающихся; -формировать у обучающихся навыки умственного труда – планирование работы, поиск рациональных путей её выполнения, осуществление контроля и самоконтроля; -уметь грамотно и аккуратно делать математические записи, уметь объяснять их и использовать в практической деятельности; Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития, с трудом усваивают программу по математике в классах средней ступени. Поэтому, в программу внесены некоторые изменения: -увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью обучающихся; -исключены трудные доказательства; -теоретический материал преподносится в процессе решения задач, упражнений и выполнения заданий нагляднопрактического характера. 1.1.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий . Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся в классе с нормотипичные, только один обучающийся имеет ЗПР он испытывает в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями , специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. У учащихся с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе, особые образовательные потребности заключаются в: -учете особенностей работоспособности (повышенной истощаемости) школьников с ЗПР при организации всего учебновоспитательного процесса; -учете специфики саморегуляции (недостатков инициативности, самостоятельности и ответственности, трудностей эмоционального контроля) школьников с ЗПР при организации всего учебно-воспитательного процесса; - обеспечении специальной помощи подростку в осознании и преодолении трудностей саморегуляции деятельности и поведения, в осознании ценности волевого усилия; -обеспечении постоянного контроля за усвоением учебных знаний для профилактики пробелов в них вместе с щадящей системой оценивания; -организации систематической помощи в усвоении учебных предметов, требующих высокой степени сформированности абстрактнологического мышления. Цель программы: обеспечить совместное обучение и взаимодействие детей с ОВЗ со сверстниками средствами алгебры и геометрии. Цель реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающимися с ЗПР посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Содержание математического образования в основной школе формируется на основе фундаментального ядра школьного математического образования. В программе оно представлено в виде совокупности содержательных разделов, конкретизирующих соответствующие блоки фундаментального ядра применительно к основной школе. Программа регламентирует объем материала, обязательного для изучения в основной школе, а также дает примерное его распределение между 5-6 и 7-9 классами. 1.2.Основные направления коррекционной работы: 1.При утомляемости включать в социальные формы деятельности. 2.Дозировать нагрузку. 3.Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы. 4.Формирование и развитие коммуникативных навыков. 5.Выбор индивидуального обучения. 6.Развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. 7.Формирование активности в учебно- игровой деятельности. 1.3. Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках: -наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны; -поэтапное формирование умственных действий; -опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика; -безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков; обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности. 2. Планируемые результаты освоения учебного курса или предмета. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные: -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; -осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; -развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. -развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные: Регулятивные: -адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; -высказывать своё предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; -работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции; -отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -определять последовательность действий на уроке; -учиться высказывать свое предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; -учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; -уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; -осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий своих и партнеров. -самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке; -самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; Познавательные: -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; -составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; -анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. -формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -реализация проектно-исследовательской деятельности. -создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно; -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по картине, иллюстрации, схеме; -выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; -составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: -доносить свою позицию до других; -слушать и понимать речь других; -оформлять свою мысль посредством рисунка; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. -доносить свою позицию до других, уметь убеждать; -устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; -формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; -организовывать и планировать учебное сотрудничество, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; -аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные результаты -формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; -развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культур; -освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); -воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; -приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); -приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); -развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; -формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; -осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; -развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. 5 класс Ученик научится: - понимать специфику образного языка декоративно-прикладного искусства, знать несколько народных художественных промыслов России; - умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора. - умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; - создавать художественно-декоративные объекты предметной среды. - владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. Ученик получит возможность научиться: - владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж, и т.п.) - создавать художественно-декоративные объекты предметной среды. - анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; - понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; - анализировать средства выразительности, используемые мастерами народного декоративно прикладного искусства и современного декоративного искусства. 6 класс Ученик научится: - понимать значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека; - понимать изобразительное искусство во все времена и иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; - понимать основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; - определять выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; - особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художниковпейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; - применять основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива; - владеть различными художественных материалами, художественными техниками и их значением в создании художественного образа. Ученик получит возможность научиться: -анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; - понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; - анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа. - активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства. - создавать творческие композиционные работы вразныхматериалах с натуры, по памяти и по воображению; 7 класс Ученик научится: -анализировать произведения архитектуры и дизайна: определять место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику: - понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественнообразного начала их социальную роль: - определять основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства: - научится конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты, использовать в макетных и графических композициях ритм, линию, объем, статику и динамику тектоники и фактур: - создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами, а так- же использовать разнообразные художественные материалы. Ученик получит возможность научиться: - определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна; - использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; -называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры, узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков; - узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы; - применять творческий опыт разработки художественного проектасоздания композиции на определенную тему;создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; - работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; - характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией; - понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди; 8 класс Ученик научится: -понимать основы сценографии как вида художественного творчества;понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; - называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); -различать особенности художественной фотографии;различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.); -понимать изобразительную природу экранных искусств;различать понятия: игровой и документальный фильм; -называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; -использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии; -смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино. - усвоит принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровка). Ученик получит возможность научиться: - характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;понимать основы искусства телевидения; - видеть различия в творческой работе художника-живописца и сценографа; - применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; - применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов; - добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля; - применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.; - пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей; - понимать и объяснять синтетическую природу фильма;применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма; - применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа; - применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации; - использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда. 3. Содержание учебного предмета. 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (35 ч) Древние корни народного искусства (9 часов). Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Связь времен в народном искусстве (7 часов). Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Декор - человек, общество, время (10 часов). Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративное искусство в современном мире (9 часов). Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер. 6 класс «Изобразительное искусство в жизни человека» (35 часа) Виды изобразительного искусства и основы образного языка (9 часов) Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок - основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объёмные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. Мир наших вещей. Натюрморт (7часов) Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира - натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов) Образ человека - главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века. Человек и пространство. Пейзаж (9 часов) Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. 7класс «Дизайн и архитектура в жизни человека» (35 часов) Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (9 часов) Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!» Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Когда текст и изображение вместе.Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов) Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое.Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне.Роль цвета в формотворчестве. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11 часов) Город сквозь времена и страны.Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Ты – архитектор!Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7 часов) Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаём. Пугало в огороде, или … Под шепот фонтанных струй. Мода, культура и ты.Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одёжке. Автопортрет на каждый день. Моделируя себя – моделируешь мир. 8 класс Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении (35 часа) Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (9 часов) Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино. Правда и магия театра. Театральное искусство и художник. Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества. Сценография — искусство и производство. Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, илиМагическое «если бы». Привет от Карабаса_Барабаса!Художник в театре кукол. Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.(8 часов) Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография —новое изображение реальности. Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факти его компьютерная трактовка. Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?(11 часов) Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма имонтаж. Пространство и время в кино. Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчествов игровом фильме. От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм —«рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять. Бесконечный мир кинематографа.Искусство анимации или когдахудожник больше, чем художник. Живые рисунки на твоём компьютере. Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (7 часов) Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка. Жизнь врасплох, или Киноглаз. Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современныеформы экранного языка. В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Тематическое планирование (с фиксацией часов на каждую тему) Название раздела, тема урока Элементы содержания № п/п 5 класс Количеств о часов на тему Количеств о контрольн ых работ Учебная неделя 8 1 1-8 неделя ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 1 четверть «ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА» 1. Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. 2. Декор русской избы. 3. Внутренний мир русской избы. Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов. Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России, Татарстана. Единство конструкции и декора в традиционном русском, татарском жилище. Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, полземля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг 1 1 неделя 1 2 неделя 1 3 неделя 4. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. 5. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. 6. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. 7. Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн? «Древние корни народного искусства» 8. предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.). Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Крестьянская и татарская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение Польза, красота, практичность предметов быта. Понятие дизайна. Итоговая работа 1 4 неделя 1 5 неделя 1 6 неделя 1 7 неделя 1 1 8 неделя 8 1 1-8 неделя 2 четверть. «СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ» 9 Древние образы в современных народных игрушках. Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам. 1 1 неделя 10 Лепка и роспись собственной модели игрушки. 11 Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. 12 Синие цветы Гжели. 13 Жостовские букеты. 14 Хохлома. 15 Истоки Городца. Роспись разделочных досок. Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек. Традиционные народные промыслы русского и татарского народов– гордость и достояние национальной отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира. Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. Краткие сведения из истории развития жостова. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях жостовских мастеров. Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров. Краткие сведения из истории развития городца. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях городецких мастеров. 1 2 неделя 1 3 неделя 1 4 неделя 1 5 неделя 1 6 неделя 1 7 неделя 16 Связь времен в народном искусстве Итоговая работа 1 1 8 неделя 10 1 1-10 неделя 3 четверть. «ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ» 17 Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. 18 Орнамент, цвет, знаки –символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг. 19 Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. 20 Легенды и мифы Древней Греции. 21 Греческая керамика. Живопись на вазах. 22 Одежда говорит о человеке. Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы. 1 Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в 1 произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жукаскарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.). Символика элементов декора в 1 произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков. Символика элементов декора в 1 произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков. Символика элементов декора в 1 произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков. Сюжеты росписи на древнегреческих вазах Одежда, костюм не только служат 1 практическим целям, но и 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 23 Коллективная творческая композиция «Бал во дворце» 24 Коллективная творческая композиция «Бал во дворце» 25 О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям. 26 Декор-человек, общество, время 4 четверть являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда. Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда. Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов. Герб Татарстана. Гербы городов Татарстана. Герб города Казань. Обобщающий урок 1 1 1 8 неделя 1 9 неделя 1 10 неделя 8 ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 7 неделя 1 1-7 неделя 27 Народная праздничная одежда. 28 Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме. 29 Эскиз русского народного костюма. 30 Эскиз русского народного костюма. 31 32 Праздничные народные гулянья. Масленица. Коллективная работа. Современное выставочное искусство. 33 Человек и мода. 34 Итого: Резервный урок Народный (татарский) праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе сарафан) и Южнорусский (в основе панева) комплекс женской одежды. Рубаха – основа мужской и женской костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной(татарской) одежде. Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме. Создание эскизов народного праздничного костюма Создание эскизов народного праздничного костюма Народные традиции и праздники. Изготовление панно Многообразие материалов и техник современного декоративноприкладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Выполнение творческих работ в различных материалах и техниках. 34 1 1 неделя 1 2 неделя 1 3 неделя 1 4 неделя 1 1 5 неделя 1 6 неделя 1 7 неделя Тематическое планирование (с фиксацией часов на каждую тему) Название раздела, тема урока № п/п 6 класс Элементы содержания Количеств о часов на тему Количеств о контрольн ых работ Учебная неделя 8 1 1-8 неделя 1 четверть Виды изобразительного искусства и основы образного языка 9. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы 10. Рисунок — основа изобразительного творчества 11. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий Беседа об искусстве и его видах. 1 Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. 1 неделя Рисунок основа мастерства 1 художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Выразительные свойства линии, виды 1 и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников. 2 неделя 3 неделя 12. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. 13. Цвет. Основы цветоведения 14. Цвет в произведениях живописи 15. Объемные изображения в скульптуре 16. Основы языка изображения Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета, Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением, Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства. 1 4 неделя 1 5 неделя 1 6 неделя 1 7 неделя Беседа. (тест) Обобщение 1 материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и 1 8 неделя художественное зрительские умения. восприятие, 2 четверть. МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ 9 Реальность и фантазия в творчестве художника 10 Изображение предметного мира — натюрморт 11 Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира 12 Изображение объема на плоскости и линейная перспектива 8 Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. 1 1-8 неделя 1 1 неделя 1 2 неделя 1 3 неделя 1 4 неделя 13 Освещение. Свет и тень. 14 Натюрморт в графике. 15 Цвет в натюрморте. 16 Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе 1 5 неделя 1 6 неделя 1 7 неделя 1 1 8 неделя 1 1-10 неделя 3 четверть. ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ 17 Образ человека — главная тема искусства 10 Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения 1 1 неделя портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Закономерности в конструкции 1 головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Повороты и ракурсы головы. 1 Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Закономерности конструкции и 1 бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. 18 Конструкция головы человека и ее пропорции 19 Изображение головы человека в пространстве 20 Изображение головы человека в пространстве 21 Портрет в скульптуре Человек основной предмет 1 изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. 5 неделя 22 Графический портретный рисунок Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. 6 неделя 1 2 неделя 3 неделя 4 неделя Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. дружеский шарж. 23 Сатирические образы человека 24 Образные возможности освещения в портрете Изменение образа человека при 1 различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. 25 Роль цвета в портрете Цветовое решение образа в портрете. 1 Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура. 9 неделя 26 Великие портретисты Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. 10 неделя 4 четверть 1 1 7 неделя 1 8 неделя 8 1 1-8 неделя ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ 27 28 Жанры в изобразительном искусстве Изображение пространства 29 Правила построения перспективы. Воздушная перспектива 30 Пейзаж — большой мир Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой в исторический жанры. Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом Перспектива учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. 1 1 неделя 1 2 неделя 1 3 неделя 1 4 неделя 31 Пейзаж-настроение. Природа и художник. 32 Пейзаж в русской живописи 33 Пейзаж в графике. 34 Городской пейзаж Итого: Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. История формирования образа природы в русском искусстве. Образы природы в произведениях А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина 1 5 неделя 1 6 неделя Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Многообразие графических техник. 1 7 неделя Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). 34 1 1 8 неделя Тематическое планирование (с фиксацией часов на каждую тему) № п/п Название раздела, тема урока 7 класс Элементы содержания Количеств о часов на тему Количеств о контрольн ых работ Учебная неделя 9 1 1-9 неделя 1 четверть 17. Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создал человек. Художник – дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры Основы композиции и в конструктивных искусствах Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. 18. Прямые линии и организация пространства. 19. Цвет - элемент композиционного творчества. Мир, который создает человек. 1 Конструктивные искусства – архитектура и дизайн. Основа архитектуры и дизайна. Семья пространственных искусств. Решение с помощью простейших 1 композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образнохудожественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ. 1 неделя Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. 3 неделя 1 2 неделя 20. Свободные формы: линии и пятна. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость. Свойства свободных форм – неожиданные цветовые сочетания, декоративность пятен и графическая прихотливость линий. Свободная линия, цветовой или тоновый мазок. Абстрактная композиция. Её смысл и образная выразительность. 1 4 неделя 21. Буква - строка - текст. Искусство шрифта. 1 5 неделя 22. Когда текст и изображение вместе. Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки. 1 6 неделя 23. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. 1 7 неделя Мир, который создает человек. Конструктивные искусства – архитектура и дизайн. Основа архитектуры и дизайна. Семья пространственных искусств 24. В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология. Художественно – творческое задание 1 25. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции. Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм. 1 1 8 неделя 9 неделя 2 четверть. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ 10 Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. 9 Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. 1 1 1-9 неделя 1 неделя 11 Архитектура — композиционная организация пространства. Макетные упражнения. Условность выразительных и метафоричность средств, участвующих 1 2 неделя Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственномакетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета. 1 3 неделя Про слеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной 1 4 неделя в сочинении пространства макета. Рельеф. Разновысокие, горизонтальные и вертикальные плоскости как элементы композиционного творчества. Гармония и разнообразие в ритмической организации пространства. Композиция макетов: ориентированная на центр или разомкнутая, построенная по принципу сгущенности и разреженности масс. Ритм вертикалей. Цвет фактура в макете. 12 Взаимосвязь объектов в архитектурном макете 13 Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. красоты здания. Деталь и целое . Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль 14 Здание как сочетание различных объемных форм. Модуль. 15 Важнейшие архитектурные элементы здания. 16 Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального. 17 Форма и материал. как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии. . Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта. Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота - наиболее полное выявление функции вещи. Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи 1 5 неделя 1 6 неделя 1 7 неделя 1 1 8 неделя (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.). 18 Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. 1 9 неделя 3 четверть. 19 20 ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. 7 1 1-7 неделя Образ и стиль. Смена стилей как 1 отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. 1 неделя Архитектурная градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный 2 неделя 1 21 Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. 22 Вещь в городе и дома. Городской дизайн. 23 Интерьер и вещь в доме. Дизайн интерьера. 24 Природа и архитектура. аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Исторические формы планировки 1 городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Неповторимость старинных кварталов и 1 кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д. Архитектурный «остов» интерьера. 1 Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Город в единстве с ландшафтно- 1 парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.). 25 Ты - архитектор. Проектирование города. Единство эстетического и 1 функционального в объемнопространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природноэкологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики. 1 7 неделя 9 1 1-7 неделя 4 четверть ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. 26 Мой дом - мой образ жизни. Мечты и представления, учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функ-циональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач. 1 1 неделя 27 28 Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн и архитектура моего сада. Дизайн интерьера. Роль материалов, 1 фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). 2 неделя Планировка сада, огорода, 1 зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. 3 неделя 29 Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. 1 4 неделя 30 Автопортрет на каждый день. Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и 1 5 неделя сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода. 31 Встречают по одежке. 32 Моделируя себя - моделируешь мир. О психологии индивидуального и 1 массового. Мода бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич. Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра. Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере выставки сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. Выставка учащихся. 1 6 неделя 7 неделя 33 Резервный урок 34 Итого: Резервный урок 34 Тематическое планирование (с фиксацией часов на каждую тему) № п/п Название раздела, тема урока 8 класс Элементы содержания Количеств о часов на тему Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении Количеств о контрольн ых работ 34 Учебная неделя 4 1 четверть 26. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. 27. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра 28. Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. 29. Сценография как искусство и производство. 30. Костюм, грим и маска, или магическое « если бы». Тайны актерского перевоплощения 31. Художник в театре кукол. 8 Синтетические искусства и изображения. Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Костюм, грим и маска или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощен Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Искусство и специфика театрального костюма 1 1-8 неделя 1 1 неделя 1 2 неделя 1 3 неделя 1 4 неделя 1 5 неделя 1 6 неделя Относительная самостоятельность костюма в шоу-представлениях и театре моды. 32. Привет от Карабаса – Барабаса. Привет от Карабаса- Барабаса. Кукольный театр – единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы – создатель образа куклы-актёра Спектакль от замысла к воплощению. 1 33. Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок. Третий звонок. Игровое действо, построенное на использовании одной из форм художественносценографической работы. 1 1 8 неделя 8 1 1-8 неделя 7 неделя 2 четверть. ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ.ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ 9 Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности. 10 Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Художник и изобразительные средства. Роль художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино. Грамота фотографирования и операторского мастерства. Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая 1 1 неделя 1 2 неделя художественная условность. 11 Фотография искусство «светописи». Вещь : свет и фактура. 12 «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора. 13 14 Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. 15 Фотография и компьютер. 16 Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка. Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и фактура. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии. Свет – изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Человек на фотографии. Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Операторское мастерство фотопортрета. Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Событие как объект репортажной съёмки, требующий подготовки, оперативности. Фотография – остановленное время, запечатлённое навсегда в лицах, пейзажах и событиях. «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся 1 3 неделя 1 4 неделя 1 5 неделя 1 6 неделя 1 7 неделя 1 1 8 неделя 10 1 1-10 неделя 3 четверть. ФИЛЬМ ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО? 17 Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Кино – запечатлённое движение. Многоголосый язык экрана. Новый вид изображения – движущееся экранное изображение. Пространство и время в кино. Азбука кинозыка. Начало фильма – замысел. Фильм как последовательность кадров. Литературно-словесная запись фильма – сценарий; изобразительная запись, т.е. покадровая зарисовка фильма, раскадровка. Художник в игровом фильме. Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. От большого экрана к домашнему видео. Главенство играемого актёрами сюжета в игровом (художественном) фильме. 1 1 неделя 18 Пространство и время в кино. 1 2 неделя 19 Художник и художественное творчество в кино. 1 3 неделя 20 Художник в игровом фильме. 1 4 неделя 21 От большого экрана к домашнему видео. 1 5 неделя 22 Азбука киноязыка. Музыка и шумы в фильме. Бесконечный мир кинематографа. 1 6 неделя 23 Азбука киноязыка. Музыка и шумы в фильме. Бесконечный мир кинематографа. 1 7 неделя 24 Бесконечный мир кинематографа Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм 1 25 Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ Новые способы получения изображения. Компьютерный анимационный фильм: технология 1 1 8 неделя 9 неделя 26 История и специфика рисовального фильма создания и основные этапы творческой работы. Изображение на экране компьютера и законы экранного искусства 1 10 неделя 4 четверть 6 ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА. ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ 27 Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. 28 29 Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа Киноглаз, или Жизнь в врасплох. 30 Телевидение, Интернет… Что дальше? 31 Современные формы экранного языка. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты. Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране. Кинонаблюдение – основа документальноговидеотворчества. Метод кинонаблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме телерепортаже. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет – пространстве. Роль визуально –зрелищных искусств. В обществе и жизни 1 1-6 неделя 1 1 неделя 1 2 неделя 1 3 неделя 1 4 неделя 1 1 5 неделя 32 В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. 33 34 Итого: Резервный урок Резервный урок человека. Позитивная и негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества. 34 1 6 неделя Лист корректировки рабочей программы Класс Название предмета, темы Планируемая дата проведения урока Причина корректировки Корректирующие мероприятия дата проведения по факту