ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». При разработке программы был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по художественному направлению. Кроме этого, они разработаны на 1 год обучения и адаптированы к тем условиям, в которых работает педагог. Дети учатся договариваться, общаться, уступать, приобретают чувство здоровой конкуренции, не менее важное для будущей жизни. С точки зрения психических процессов, у детей происходит развитие мышления, внимания, памяти. Активно включается логическое мышление в играх на сортировку, группировку. Работая с мелкими деталями игр или создавая поделки - развивается мелкая моторика, которая влияет на точность, четкость действий, речевой аппарат. Содержание программы является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Программа способствует: • развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера; • помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни; • формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни; • освоению современных видов декоративно – прикладного искусства; • обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств; • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы; • знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях. Программа «Пластилинография» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество». Программа «Пластилинография» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть и видеть, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребёнок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки пластичные материалы. Лепить можно из глины, пластилина, воска, полимерной глины, соленого теста. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки – это очень «теплый» и эластичный материал, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Конечно, сама по себе техника тесто- пластики богата и разнообразна, но в последствии при накоплении опыта многие не ограничиваются одной лепкой, стараясь придать изделиям большую выразительность насыщенность законченность, расписывают изделия красками, покрывают лаком, создают комбинированные картины, используя в работах наряду с тестом другие материалы такие как дерево, стекло, ткань, либо уже готовые элементы. Из соленого теста можно лепить не только плоские, но и рельефные предметы, можно создавать объемные изделия. Эффектно выглядят поделки, выполненные из цветного теста. На тесте легко оставлять отпечатки разными предметами. Для работы с этим материалом не требуется каких-либо специальных инструментов, лепить можно просто руками. Актуальность программы Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы. Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа способствует: творческому развитию личности ребенка, умению самостоятельно создавать творческие работы, адекватно оценивать свои результаты в работе. Кроме того, программа призвана развивать толерантное поведение, терпимость в детях. Условия реализации программы: Форма проведения занятий Занятия по предмету «Пластилинография» рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий численностью от 10 до 15 человек. Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Программа художественной направленности, Рассчитана на один год обучения для обучающихся 6-9 лет. Общий объём программы - 70 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Язык обучения - русский; Дистанционное обучение допускается. В этом случае применяется электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, обеспечивающие для обучающихся независимо от их места нахождения достижение результатов обучения путём организации образовательной деятельности в электронной информационнообразовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Цели предмета Целями предмета « пластилинография» являются: 1. Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей. 2. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства. 3. Формирование у детей комплекса начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества, раскрытие широких возможностей социализации обучающихся в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 70 часов (2 раза в неделю). Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей. При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки. Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных. При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется. Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл. А также использовать бросовый материал: колпачки, стержни от шариковых ручек, фломастеров, зубочистки, пуговицы и др. Пластилиновая картина может состоять из шарообразных или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика. В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству. При работе с пластилином предлагается следовать следующим рекомендациям: Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана, (но не заливать кипятком). Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов. Чтобы работа со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта. Если работа выполняется в качестве подарка, например: «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль. На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом. Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок. В технике пластилинография можно создавать: цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных, жанры живописи и народно – прикладного искусства и многое другое. Этапы работы. Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи. Подготовительная часть. Организационный принадлежностей). этап (общая организация детей, подготовка необходимых Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца. Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии). Физкультурная пауза. Основная часть. Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности). Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их детьми и педагогом. Ожидаемые результаты Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы: • учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Младшие школьники получат возможность для формирования: • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; • осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; • эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей. В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся: • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. • решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; • навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. Младшие школьники получат возможность научиться: • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия. • пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой; • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы. • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла; В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся: • первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми • формировать собственное мнение и позицию; Младшие школьники получат возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Учебно-тематический план. № 1. Название разделов Общее колво часов Кол-во теоретических часов Кол-во практических часов Форма контроля Знакомство с пластилинографией. 4 2 2 Беседа 40 10 30 Выставки 40 14 26 Выставки 32 12 20 Выставки 24 6 18 Выставки 140 44 96 2. Мозаичная пластилинография (выкладывание работ пластилиновыми шариками) 3. Контурная пластилинография (выкладывание работ пластилиновыми колбасками) 4. Обратная аппликация. 5. Декорирование с помощью пластилина. ИТОГО: Содержание учебного плана. Содержание учебного плана «Знакомство с пластилинографией» (4 часа): Теория) - знакомство обучающихся с техникой безопасности в объединении, с правилами работы с пластилином, основными техниками работы. Практика – выполнение основных фигур, знакомство с разными техниками работы с пластилином. Мозаичная пластилинография (выкладывание работ пластилиновыми шариками» (44 часа): Теория (12 часов) – знакомство обучающихся с такой техникой пластилинографии, как выкладывание пластилиновыми шариками. Практика (32 часа) – работа по формированию навыков работы в технике выкладывание пластилиновыми шариками. Создание выразительного образа посредством цвета и объема. Контурная пластилинография (выкладывание работ пластилиновыми колбасками» (40 часов): Теория (14 часов) – знакомство обучающихся с такой техникой пластилинографии, как выкладывание пластилиновыми колбасками, особенностями их изготовления. Практика (26 часов) – работа по формированию навыков работы в технике выкладывание пластилиновыми колбасками: скатывание длинных колбасок, деление их стекой на равные части, перекручивание пластилиновых колбасок в жгутики, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы. «Обратная аппликация» (32 часов): Теория (12 часов) – знакомство обучающихся с такой техникой обратной аппликации, правилами работы в данной технике. Практика (20 часов) – работа по формированию навыков в технике обратной аппликации, проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи. Итоговой задачей является самостоятельно выполнение работы. Создание выразительного сюжета в полу объёме использование нетрадиционной техники рисования пластилином. «Декорирование с помощью пластилина» (24 часа): Теория (6 часов) – Создание композиции из отдельных деталей. Практика (18 часов) – Совершенствование формообразующих движений рук в работе с пластилином. Изготовление поделок с использованием пластилина, как средства декорирования. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Формой подведения итогов реализации программы является: • Выполнение практических заданий; • Выставки работ обучающихся (тематические, итоговые); • Подготовка работ для участия в творческих конкурсах. К концу года обучающийся должен овладеть следующими знаниями: - объяснить правила и ход игры, самостоятельно провести, организовать каждую из разученных игр; - самостоятельно выбрать игру, подходящую для определенных условий, ситуации и интересов. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - давать определения тем или иным понятиям; выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. - импровизировать с использованием доступных обучающемуся средств выразительности (мимики, жестов, движений). Стремится к созданию целостного художественного образа. - умение согласовывать свои действия с партнерами по спектаклю. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной программе «Пластелинографика» На 2023-2024 учебный год Возраст обучающихся: 6-9 лет № пп 1 Сроки проведения занятий 1 неделя сентября Форма занятия Мастеркласс Колво Наименование темы часов Знакомство с 2 материалами Вводное занятие. Инструменты и 4 материалы. Знакомство с основными фигурами. Форма контроля Педагогическое наблюдение 2 2 неделя сентября Мастеркласс 3 3 неделя сентября Мастеркласс 4 Знакомство с техникой. Педагогическое наблюдение 4 4 неделя сентября Мастеркласс 4 Знакомство с техникой. Педагогическое наблюдение 5 5 неделя сентября Мастеркласс 4 Изделие «Листья» Педагогическое наблюдение 4 Изделие «Грибы» Педагогическое наблюдение 4 Изделие «Транспорт» Беседа 4 Изделие «Игрушки » Педагогическое наблюдение 4 Изделие« Животный мир» Педагогическое наблюдение 4 Изделие «Растительный мир» Педагогическое наблюдение 4 Контрольное занятие Педагогическое наблюдение 4 Знакомство с техникой. Педагогическое наблюдение 4 Изделие «Снеговик» Педагогическое наблюдение 4 Изделие «Ёлка» Педагогическое наблюдение 8 3 неделя октября Мастеркласс Мастеркласс Мастеркласс 9 4 неделя октября Мастеркласс 10 1 неделя ноября 11 2 неделя ноября Мастеркласс Мастеркласс 12 3 неделя ноября Мастеркласс 13 4 неделя ноября 14 1 неделя декабря 6 7 1 неделя октября 2 неделя октября Творческая работа Самостояте льная творческая работа Педагогическое наблюдение 15 2 неделя декабря 16 3 неделя декабря 17 4 неделя декабря 18 5 неделя декабря 19 2 неделя январь 20 3 неделя январь 21 4 неделя январь 22 1 неделя февраль 23 2 неделя февраль 24 3 неделя февраль 25 4 неделя февраль 26 27 28 29 30 31 32 33 1 неделя март 2 неделя март 3 неделя март 4 неделя март 1 неделя апрель 2 неделя апрель 3 неделя апрель 4 неделя апрель Творческая работа Мастеркласс 4 Изделие «Дед Мороз» Педагогическое наблюдение 4 Изделие «Шар на ёлку» Педагогическое наблюдение Творческая работа Мастеркласс 4 Изделие «Барашки» Педагогическое наблюдение 4 Коллективная работа Педагогическое наблюдение 4 Изделие «Улитка» Педагогическое наблюдение 4 Знакомство с техникой. Педагогическое наблюдение 4 Изделие «Мультипликационные герои» Педагогическое наблюдение 4 Изделие «Розы» Педагогическое наблюдение 4 Изделие «Любимой мамочке» Педагогическое наблюдение 4 Декорирование карандашницы Педагогическое наблюдение 4 Выполнение изделия на свободную тему Педагогическое наблюдение 4 Контрольное занятие 4 Знакомство с техникой. 4 Декорирование бутылки 4 Декорирование тарелки 4 Выполнение работы в технике на выбор Выполнение работы в технике на выбор Выполнение работы в технике на выбор Коллективная работа, выставка работ Самостояте льная творческая работа Творческая работа Самостояте льная творческая работа Творческая работа Мастеркласс Творческая работа Самостояте льная творческая работа Творческая работа Творческая работа Самостояте льная творческая работа Творческая работа Мастеркласс Мастеркласс Мастеркласс Творческая работа 4 4 4 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 34 35 36 1 неделя мая Мастеркласс 2 неделя мая 3 неделя мая Творческая работа Творческая работа 4 4 4 Изделие «С днем Победы» Коллективная работа, выставка работ Контрольное занятие, выставка работ Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение