1. Пояснительная записка План внеурочной деятельности основного общего образования МАОУ Гимназия 205 ―Театр‖ является нормативным документом и составлен в соответствии с нормативными документами: 1)Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2)Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области"; 3)Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 13 декабря 2013 года, 28 мая 2014, 17 июля 2015 г.) 4)Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5)Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 6)Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" 7)Устав МАОУ- Гимназия «205» Театр 8)Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ-Гимназия 205 «Театр»2023-2024гг Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и допрофессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка, еѐ интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаѐтся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своѐ свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определѐнном аспекте, что в своей совокупности даѐт большой воспитательный эффект. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность понимается сегодня также как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. 2. Общая характеристика программы В МАОУ Гимназия № 205 «Театр» внеурочная деятельность осуществляется на основе оптимизационной модели организации. При этом широко используются возможности дополнительного образования Гимназии, Целевые программы, Воспитательная система Гимназии. Гимназия учитывает то, что для школьников этого возраста весьма значимыми остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка в школе. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками сохраняются в программах внеурочной деятельности для младших школьников. Такой подход облегчает освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, способствует формированию коммуникативной компетенции, эмоциональной отзывчивости и др. Содержание внеурочной деятельности на начальном этапе задаѐтся стремлением детей установить в своих играх удобный для них очеловеченный (одушевлѐнный) порядок в мире вещей, событий, явлений и приспособить вещи, организовать ситуацию под себя, под свою индивидуальность. Во-первых, в процессе такой свободной игры и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определѐнные морально-нравственные ценности и культурные традиции. Во-вторых, развивается опыт сотрудничества ребенка и взрослого, на основе партнерства возникает иное качество образования - активное знание, приобретаемое в процессе общения, активное, действенное знание. Школа – это особый «мир», в котором дети проводят много времени на протяжении длительного срока, поэтому очень важна правильная организация их творческой работы и направленности. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребѐнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребѐнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребѐнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаѐтся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечѐнных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарѐнными детьми. Главное при этом - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Программа внеурочной деятельности, как и дополнительное образование МАОУ Гимназии № 205 «Театр», рассматриваются как развивающая среда, где происходит накопление, отбор фактов, впечатлений, образов культуры, различных областей знания, личностного опыта взаимодействия с другими людьми, на основе которых возможно выстроить эффективное, действенное базовое образование. Сверхзадача педагога состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Интенсивное развитие системы внеурочной деятельности на основе более полного выявления индивидуальных способностей, интересов, склонностей детей расширяет традиционные представления об образовании. В концепции внеурочной деятельности и дополнительного образования мы переносим акцент с формы свободных занятий, кружков, факультативов по выбору ребенка на иную организацию учебного пространства, где дополнительное образование становится пространством осуществления, формой, культурным контекстом основного и определяется взаимодействием взаимовлиянием основного и дополнительного образования, таким образом, программа внеурочной деятельности решает следующие проблемы: выбор содержания образования, которое может быть «распространено» из базовой области во внеурочную; выбор адекватных форм организации областей внеурочной деятельности, «подхватывающих» и развивающих задачи основного; определение возможностей внеурочной деятельности с учетом специфики гуманитарного знания, где ядро информации должно получать необходимый шлейф смыслов, сложений точек зрения, нюансов понимания через включение проектных форм работы, в которых создается пространство общения детей и взрослых, разновозрастных групп; использование методов театральной педагогики, использование событийного подхода в образовании, при котором создается неформальная интеграция между предметами (в том числе между гуманитарными и точными науками), обогащающих учебный материал, атмосферу гимназии и процесс обучения в целом; развитие педагогическим коллективом гимназии «продолжающихся событий» в разных предметах и направлениях деятельности; создание условий для реализации индивидуальных образовательных интересов и запросов ребенка, развития его творческих способностей и склонностей, а также «среды для роста» для конкретного ученика в пространстве знания, опыта культуры, информационного потока, когда личностный и социальный опыт, влияя друг на друга, становятся факторами развития ребенка; предоставление ученикам доступа к урокам лучших преподавателей, не ведущих у них основные предметы. Работа системы внеурочной деятельности гимназии базируется на таких принципах, как добровольность, развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, аксеологичность, дифференциация и индивидуализация обучения, включенность ребенка в деятельность, приносящую социально значимый результат, последовательность и преемственность в работе кружков и объединений. Система внеурочной деятельности в гимназии позволяет педагогам поддерживать тесную связь с классными руководителями и корректировать работу с обучающимися во второй половине дня в зависимости от их успехов или неудач в первой. Участие в работе структур системы внеурочной деятельности способствует организации в рамках гимназии процесса единого непрерывного педагогического взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса, повышает сплоченность школьного коллектива и усиливает интерес к гимназической жизни. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, круглых столов, конференций, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, а благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у детей такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в их духовном развитии. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ребѐнка, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Внеурочная деятельность направлена на развитие следующих результатов: • формирование УУД средствами внеучебной деятельности; • приобретение обучающимися социального опыта; • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; • приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Цель программы внеурочной деятельности гимназии: воспитать человека с высоким уровнем нравственной культуры, культуры чувств и мышления, хранителя семейных ценностей. В этой связи основным результатом деятельности Гимназии в области внеурочной деятельности становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, социальной, общекультурной и прочих сферах. Компетентность школьника предполагает: способность к полноценному восприятию художественных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры; готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст; овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей; освоение через проектные формы работы представлениями о мире, способствующими успешной социальной адаптации учащихся. Цель внеурочной деятельности определяет еѐ задачи: 1. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; 2. улучшить условия для развития ребенка; 3. сохранять и обогащать опыт разнообразных эстетических переживаний школьника, развивать его эмоциональную культуру; осваивать образные выразительные элементы,усиленные дидактическими средствами театральной педагогики. 4. оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; 5. развивать эстетический вкус учащихся как основу коммуникативной самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора, способность к различению эстетически значимых визуальных объектов. 6. развивать культурологическую грамотность - способность учащихся свободно использовать навыки коммуникации для получения необходимой информации, умения пользоваться различными видами диалога. 7. развивать чувство меры, умения и навыки коммуникативной культуры, эстетическую культуру. 8. учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Принципы программы: 1. Гуманистическая направленность организуемой деятельности. 2. Включение обучающихся в активную деятельность. 3. Доступность и наглядность. 4. Связь теории с практикой. 5. Учѐт возрастных особенностей. 6. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. 7. Целенаправленность и последовательность деятельности . 3. Описание места Программы внеурочной деятельности в ООП НОО Для обучающихся 1-4-х классов учебный процесс осуществляется с организацией внеурочной деятельности во второй половине дня при первой смене обучения и до или после уроков при второй смене обучения. Внеурочная деятельность не является частью учебного плана. В соответствии с ФГОС НОО через внеурочную деятельность в Гимназии реализуется основная образовательная программа. Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития Гимназии, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются следующие направления деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов, что составляет до 35 часов в год и до 10 часов в неделю. План внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год* Направления Классный час «Разговор о важном» Общекультурное Название курса, кружка «Разговоры о важном» Кол-во часов в неделю 1 классы 1 Курс «РПС» (развитие познавательных способностей) Спортивнооздоровительное «Личная безопасность» Итого 1-2* 2 классы 3 классы 4 классы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1-2* 1-2* 1-2* * Пересматривается ежегодно в зависимости от возможностей Гимназии и запросов участников образовательных отношений. Формы внеурочной деятельности, входящие в годовой План воспитательной работы Гимназии по направлениям: 1. Спортивно-оздоровительное: Мероприятия «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». • Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весѐлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований. • Проведение бесед по охране здоровья. • Применение на уроках игровых моментов, физминуток. • Участие в районных и городских спортивных соревнованиях. 2. Общекультурное: • Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся; • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области. 3 Общеинтеллектуальное: • Предметные недели; • Библиотечные уроки; • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. 4. Духовно-нравственное (Гражданско-патриотическое): • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, участниками «горячих точек», «Уроки мужества»; • Выставки рисунков. • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян; • Тематические классные часы; • Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарничка»; • Фестивали патриотической песни. 5. Социальное: Участие в социально-значимых акциях. 6. Проектная деятельность: • Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области. • Разработка проектов к урокам. Примерное распределение времени на реализацию Программы внеурочной деятельности в рамках Плана воспитательной работы Гимназии: п/п Кол-во часов в Кол-во часов в год Направление деятельности месяц 1. Спортивно-оздоровительное 2 17 2. Общекультурное 2 17 3. Общеинтеллектуальное 2 17 4. Духовно-нравственное 2 17 (Гражданскопатриотическое) 5. Социальное 2 17 6. Проектная деятельность 2 17 ИТОГО 8 12 Таким образом, общее количество часов, отводимое на внеурочную деятельность обучающихся достигает до 10 часов в неделю, что соответствует требованиям ФГОС. • • • • • • • • 3. Условия реализации программы: Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий: конкретное планирование деятельности, кадровое обеспечение программы, методическое обеспечение программы, педагогические условия, материально-техническое обеспечение. 4. Кадровое обеспечение: В реализации программы участвуют: педагоги школы, реализующие программу; библиотекарь; социальные партнеры образовательного учреждения; родители обучающихся 4. Совершенствование уровня кадрового обеспечения: Задачи Мероприятия Подготовка педагогических Индивидуальные собеседования с кадров к работе с преподавателямипредметниками и руководителями обучающимися по кружков, готовыми к деятельности в данном направлении. внеурочной деятельности Повышение методического Семинары-практикумы с целью обмена передовым опытом, уровня всех участников накопленным в школе. воспитательного процесса Проведение семинаров по реализуемым программам. Участие педагогов в районных, городских семинарах по вопросам организации внеурочной деятельности, прохождение ими КПК. Обеспечение комфортных Изыскать возможности материального поощрения условий для работы руководителей кружков, клубов, спортивных секций, педагогов воспитателя группы продленного дня. Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий Организация и проведение общешкольных мероприятий. Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов. Привлечение социальных партнеров ОУ к реализации программы согласно годового плана воспитательной работы. 5. Научно-методическое обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время. • методические пособия, разработки занятий; интернет-ресурсы, мультимедийный блок. Мероприятия по научно-методическому обеспечению внеурочной деятельности обучающихся. Создать банк методических Систематизация авторских разработок педагогов. разработок дел школы, Организация обмена опытом педагогов. мероприятий, событий Разработка программ внеурочной деятельности запросам ОУ, адаптация имеющихся программ. согласно Разработать систему диагностической работы по вопросам внеурочной и досуговой деятельности обучающихся. Диагностика запросов обучающихся и родителей на организацию свободного времени. Диагностика возможностей Гимназии и внешкольных учреждений по организации внеурочной деятельности обучающихся. Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики. Разработать систему Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и мероприятий, внеурочной деятельности педагога. обеспечивающую повышение Провести педагогические советы и заседания МО с участием методического уровня специалистов внешкольных учреждений. педагогов. Создать банк методической Систематизация методической литературы. литературы по организации Информирование педагогов о наличии и их знакомство с досуга обучающихся. содержанием имеющейся методической литературы. • • • • • • • • • • • 6. Материально-техническое обеспечение: выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий, спортивный зал, аудиоматериалы и видеотехника, компьютеры, телевизоры, проекторы, экраны и др. 7. Предполагаемые результаты: качественное формирование метапредметных УУД; развитие личностных и регулятивных УУД; улучшение психологической и социальной комфортности в пространстве; укрепление здоровья обучающихся; едином воспитательном • • развитие творческой активности каждого ребѐнка; внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей; укрепление связи между семьѐй и школой. Формы оценки результатов деятельности. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Гимназии разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются: • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; • оценка динамики образовательных достижений обучающихся; • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования; • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.; • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений. Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org)