Рабочая программа по краеведению

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по Краеведению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, Основной образовательной программы Гимназии.
В соответствии с календарным учебным графиком МАОУ Гимназия № 205 «Театр», курс рассчитан на 34 учебные недели во 2-3
классах. 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Основным критерием результативности занятий по Краеведению выступает критерий сформированности у младших школьников
эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:
 наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;
 активная познавательная позиция младшего школьника; участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;
 широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
 овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной,
музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством)
 овладение опытом исследовательской и проектной деятельности
Планируемые результаты реализации программы:
 организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления знаний об окружающем мире;
 интегрированность образования на основе комплексного изучения родного края;
 получение каждым обучающимся необходимого объёма знаний о родном крае;
 создание условий для развития ключевых компетентностей школьников;
 отражение результатов исследовательской и поисковой деятельности в печатных
и (или) цифровых формах организации краеведческих материалов;
 приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и конференциях;
 реализация социально-экологических проектов.
 духовно – нравственное развитие личности.
Личностными результатами изучения являются:


установка на поиск решения проблем;


критичность;

развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических и
проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметными результатами изучения являются:
2 класс
способность регулировать свою познавательную и учебную
деятельность;
основы умения учиться: различать известное и неизвестное,
критериально и содержательно оценивать процесс и результат
собственной учебной работы, целенаправленно
совершенствовать предметные умения, делать запрос к
различным источникам информации;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;






3 класс



способность осуществлять информационный поиск;
способность анализировать, выделять существенное и
фиксировать его в знаковых моделях
способность работать с моделями изучаемых объектов и
явлений окружающего мира.



Междисциплинарная программа
«Чтение. Работа с текстом» ( метапредметные результаты)
2 класс
3 класс
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Ученик научится:
−
−
−

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном
виде;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя
существенные признаки;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и
справочниках.

−
−
−
−
−
−

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном
виде;
определять тему и главную мысль текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию
по заданному основанию;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
понимать информацию, представленную разными способами:
словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
использовать различные виды чтения: ознакомительное,
изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в

соответствии с целью чтения.
−

−
−

−

−
−

Ученик получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например,
− использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
− работать с несколькими источниками информации;
− сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ученик научится:
пересказывать текст сжато устно;
− пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
составлять на основании текста небольшое монологическое
− формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
находить аргументы, подтверждающие вывод;
− сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста
информацию;
− составлять на основании текста небольшое монологическое
высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Ученик получит возможность научиться:
− делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их
дальнейшего использования;
− составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Ученик научится.
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о
− высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о
прочитанном тексте;
прочитанном тексте;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
− оценивать содержание и языковые особенности текста; определять
прослушанного текста.
место и роль иллюстративного ряда в тексте;
− на основе имеющихся знаний обнаруживать недостоверность,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих
пробелов;
− участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.

Ученик получит возможность научиться
− сопоставлять различные точки зрения;
− соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

Междисциплинарная программа
«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» (метапредметные результаты)
2класс
Ученик научится:
 выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку) для органов зрения;
 подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам
и техническому качеству результат видеозаписи и
фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
 описывать по определённому алгоритму объект или процесс
наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую
информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
 искать информацию в соответствующих возрасту электронных
словарях и справочниках, Интернете;
 создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ:
редактировать, оформлять и сохранять их;
 пользоваться основными средствами телекоммуникации;
участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде, фиксировать ход и
результаты общения на экране и в файлах.


3 класс
Ученик научится:
− использовать безопасные для органов зрения, нервной системы,
опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с
компьютером и другими средствами ИКТ;
− организовывать систему папок для хранения собственной
информации в компьютере;
− вводить информацию в компьютер, сохранять полученную
информацию;
− набирать текст на русском и иностранном языках; пользоваться
основными функциями стандартного текстового редактора,
следовать основным правилам оформления текста; использовать
автоматический орфографический контроль;
− собирать числовые данные в ходе опроса людей, а также во время
естественно-научных наблюдений и экспериментов, используя
камеру, микрофон и другие средства ИКТ;
− создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов с
использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
− создавать изображения, пользуясь графическими возможностями
компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов
(аппликация);

Ученик получит возможность научиться:

Ученик получит возможность научиться:

−

размещать сообщение в информационной образовательной среде
образовательного учреждения;

−
−

представлять информацию в различном виде (схемы, таблицы и т.
д.);
грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах
данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную

−

информацию; критически относиться к информации и к выбору её
источника;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией:
создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную
поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

Предметные результаты
2 класс
















правильно называть родную страну, родной город, (малую
родину);
находить на карте и называть субъект Российской Федерации,
в котором находится город, где живут учащиеся;
различать флаг и герб и гимн; свердловской области;
узнавать некоторые достопримечательности Екатеринбурга;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей
семьи;
описывать по плану и сравнивать растения, животных,
относить их к определённым группам;
различать прошлое, настоящее и будущее;
соблюдать правила поведения в природе;
приводить примеры народов Урала;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной
литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать
экологические знаки;
приводить примеры учреждений культуры и образования
родного города;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в
школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и
сверстниками, правила культурного поведения в школе и

3 класс













Узнавать государственную символику Российской Федерации и
своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края;
находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России
Москву, свой регион и его главный город
находить на карте родной город и некоторые города родного края,
приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам
истории и культуры;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей,
необходимость ответственного отношения к природе;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных
объектов;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники
информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки
собственных сообщений о природе;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной
деятельности человека, необходимость бережного отношения к
природным богатствам своего края;
рассказывать по карте о своем крае, дополнять эти сведения
информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации
учебника);
приводить примеры достопримечательностей своего края, ценить





других общественных местах;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности и приводить примеры
различных форм земной поверхности родного края
различать некоторые водные объекты родного края, узнавать
их по описанию;
















уважительные, добрососедские отношения между странами и
народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу
для поиска информации о человеке и обществе;
понимать особую роль родного края в мировой истории; рассказывать
о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих
чувство гордости за свою страну, край;
находить и показывать на карте России государственную границу,
субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город,
другие города современной России, узнавать по фотографиям и
описывать достопримечательности региона и городов Урала;
приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из
Красной книги;
оценивать деятельность людей в разных природных зонах,
раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их
решения, приводить примеры заповедников и национальных парков
cвоего края;
давать краткую характеристику своего края;
различать и описывать изученные природные объекты своего края,
пользоваться атласом-определителем для распознавания
(определения) объектов неживой и живой природы;
давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
рассказывать об охране природы в своём крае;
различать отрасли растениеводства и животноводства,
представленные в экономике своего края;
находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
использовать дополнительную литературу, Интернет для получения
информации и подготовки собственных сообщений о природе
родного края.

Содержание учебного предмета.
Человек и природа
Природа. Природные объекты Урала.
Географическая карта и план. Важнейшие природные объекты Урала и Свердловской области. Ориентирование на местности.
Компас.
Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края
Формы земной поверхности. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные
ископаемые родного края (2–3 примера).
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, природные зоны родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу на примере окружающей местности. Правила
поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира в родном крае.
Заповедники, национальные парки родного края.
Человек и общество
Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов Урала.
Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика Свердловской области:
герб, флаг, гимн; правила поведения при прослушивании гимна.
Губернатор-глава Свердловской области, органы власти в регионе. Ответственность главы области за социальное и духовнонравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Праздники и памятные даты своего региона.
Урал и Свердловская область на карте.
Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна: народы, населяющие родной край, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Традиционные детские игры народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия

разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни региона в разные исторические периоды. Картины быта,
труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей родного края в разные исторические времена. Выдающиеся люди родного края
разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране
памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия
своего края.
Произведения уральских авторов о родном крае. Сказания земли уральской. Народный фольклор.
Правила безопасной жизни. Ценность здоровья и здорового образа жизни в родном крае.
Тематическое планирование ( с учетом рабочей программы воспитания)
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала на уроках краеведения предполагает следующее:

установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с другими детьми;


включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Тематическое планирование 2 класс (34 час)
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Название темы
Вводный урок. Что такое Краеведение?
«Народы Урала»
«Я и моя семья»
«Город Екатеринбург»
«Природа Урала»

Кол-во часов
1
7
4
13
9

Тематическое планирование 3 класс (34 час)
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Название темы
«Свердловская область»
«Города Свердловской области»
«Природа Свердловской области»
«Природные комплексы Свердловской области»
«Литературный квартал»

Кол-во часов
4
5
8
5
12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».