Принято решением Педагогического совета от 30 августа 2022 года Протокол №1 Утверждено приказом директора МАОУ Гимназия №205 «Театр» от 01.09.2022 г. № 1 «Об утверждении локальных нормативных актов» ПОЛОЖЕНИЕ О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Гимназия №205 «Театр» Екатеринбург, 2022 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом N 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897., нормативными правовыми актами Свердловской области, муниципального образования «город Екатеринбург», Уставом МАОУ гимназия №205 «Театр» (далее – Учреждение) и иными локальными нормативными актами образовательной организации. 1.2. Настоящее Положение определяет формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ начального, основного и среднего общего образования. 1.3. Настоящее Положение устанавливает общие правила, нормативно-правовые основы в области оценивания образовательных достижений обучающихся по внедрению формирующего оценивания, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и является неотъемлемым элементом внутренней системы оценки качества образования. 1.4. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах и в порядке, установленных Учреждением. 1.5. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая педагогическим работником в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой. 1.6. Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательной деятельности максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (в том числе обновленными ФГОС). 1.7. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, предусмотренных образовательными программами. Промежуточная аттестация проводится, начиная со второго класса. 1.8. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу по итогам учебного года. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются ежегодным календарным учебным графиком. 1.9. Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, которые соответствуют целям и содержанию образования; способствуют формированию учебнопознавательной компетентности учащихся. 1.10. Критериальная оценка учебных достижений обучающихся является составляющей частью системы оценивания в Гимназии, дающая содержательную характеристику результатов учебной деятельности учеников. 2 1.11. Результаты, полученные в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации за отчетный период (учебный год, полугодие, четверть), являются документальной основой для составления ежегодного публичного доклада директора о результатах деятельности МАОУ Гимназия № 205 «Театр», отчета о самообследовании и публикуются на его официальном сайте в установленном порядке с соблюдением положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных". 1.12. Основными потребителями информации о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации являются участники образовательных отношений: педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители), коллегиальные органы управления МАОУ Гимназия № 205 «Театр», экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования и аккредитации, учредитель. 1.13. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ Гимназия № 205 «Театр» принимается Педагогическим советом и согласовывается с представительными органами обучающихся, родителей, работников и утверждается приказом руководителя МАОУ Гимназия № 205 «Театр» 2. Содержание, формы и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся 2.1.Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (четверти, полугодия) в целях: - контроля уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных образовательной программой; - оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС; - проведения обучающимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательной деятельности. 2.2. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы. 2.3. Текущая оценка обучающихся по ФГОС представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета: 2.3.1. Текущая оценка может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и обучающимся существующих проблем вобучении. 2.3.2. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании. 2.3.3. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и др.) с учетом особенностей учебного предмета и особенностей контрольно-оценочной деятельности учителя. 2.3.4. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебной деятельности; при этом отдельные результаты, свидетельствующие об успешности обучения и достижении тематических результатов в более сжатые (по сравнению с планируемыми учителем) сроки могут включаться в систему накопленной оценки и 3 служить основанием, например, для освобождения обучающегося от необходимости выполнять тематическую проверочную работу1. 2.3.5. Предметные отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов) и выставляются по 5 – балльной шкале в электронный журнал и дневник. Обучающиеся, осваивающие АООП имеют особые критерии оценивания, отраженные в рабочих программах и программе достижения планируемых результатов соответствующего варианта АООП. 2.3.6. Личностные и метапредметные оценки/отметки определяются по таблицам личностных и метапредметных результатов и фиксируются в документах классного руководителя. 2.3.7. Отметки за тематические проверочные работы выставляются в классный журнал, электронный журнал и дневник обязательно. Отметка ставится всем обучающимся, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Обучающийся не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз. 2.3.8. Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые/входные контрольные работы, результаты которых учитываются учителем при прохождении обучающимся промежуточной аттестации. ВПР проводятся образовательной организацией самостоятельно с использованием вариантов заданий, разработанных на федеральном уровне в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО. ВПР представляют из себя разновидность контрольной работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету за текущий/прошедший учебный год. Оценка за ВПР в обязательном порядке выставляется в классный журнал и электронный дневник каждому обучающемуся. Использование ВПР в качестве формы оценки индивидуальных достижений дает возможность получить объективную информацию о качестве образования обучающегося не только по итогам основных этапов обучения, но может использоваться и как форма промежуточной аттестации. 2.3.9. «Портфолио достижений» пополняется показателями предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам), показателями метапредметных результатов (метапредметные работы), показателями личностных результатов, прежде всего во внеучебной деятельности (грамоты, фотографии, творческие работы и т.п.). Оценка результатов портфолио производится классным руководителем раз в четверть по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно». 2.4. Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в учебных методических комплектах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Тематическая оценка может вестись как в ходе изучения темы, так и в конце ее изучения. 1Накопленная оценка рассматривается как способ фиксации освоения обучающимся основных умений, характеризующих достижение каждого планируемого результата на всех этапах его формирования. (Например, с этой целью может использоваться лист продвижения, построенный на основе списков итоговых и тематических результатов.) Накопленная оценка фиксирует достижение а) предметных результатов, продемонстрированных в ходе процедур текущей и тематической оценки, б) метапредметных и частично – личностных результатов, связанных с оценкой поведения, прилежания, а также с оценкой готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения, продемонстрированных в ходе внутришкольных мониторингов и в) той части предметных, метапредметных и личностных результатов, отраженных в портфолио, которая свидетельствует о достижении высоких уровней освоения планируемых результатов и(или) позитивной динамике в освоении планируемы результатов. 4 Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали возможность оценки достижения всей совокупности планируемых результатов и каждого из них. Результаты тематической оценки являются основанием для коррекции учебной деятельности и её индивидуализации. 2.5. Портфолио обучающихся по ФГОС представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности обучающегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным обучающимся. 2.6. Критериальная оценка учебных достижений обучающихся является составляющей частью системы оценивания в Гимназии, дающая содержательную характеристику результатов учебной деятельности учеников. 2.7. Целью критериального оценивания является получение объективной информации о процессе учения и результатах обучения ученика, обеспечение развития личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. 2.8. Основные задачи критериального оценивания: – определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса; – мотивирование обучающихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения; – дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности; – обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса. 2.9. Основной функцией критериального оценивания является определение учеником границ своего знания/незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание проблем, возникших в учебной деятельности, и способов их преодоления. 1.9. Принципы критериального (формирующего) оценивания: - разработка только учителями или совместно с учениками критериев оценивания на основе планируемых результатов достижений учащихся; - доверие между субъектами образовательных отношений; - отсутствие открытого сравнения результатов разных обучающихся; - участие самих обучающихся в оценивании; - процессный характер оценивания: оцениваются не только продукты учебной деятельности, но и процесс обучения; - заблаговременная известность критериев оценивания всеми участникам образовательных отношений; - система совместной рефлексии учителя и ученика результатов учения на основе обратной связи; - построение индивидуального образовательного маршрута обучающегося. 2.10. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическим работником и отражаются в поурочных планах, рабочих программах учебных предметов. 2.11. Формы текущего контроля успеваемости – оценка устного ответа обучающегося, его самостоятельной, практической или лабораторной работы, тематического зачета, контрольной работы и др. 2.12. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по пятибалльной системе: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично). Отметки 1, 2, 3, 4, 5 выставляются в соответствии с критериями оценивания по данному предмету, закрепленными в Положении о норме оценок по предметам. 2.13. Текущий контроль успеваемости обучающихся в начальной школе 5 2.13.1.Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной системе. Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельной работы в соответствии с критериями, либо в форме «волшебных линеек», значков «+», «-», «?», системы «орденов», традиционно используемой в Учреждении. Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом Министерства образования от 03.06. 2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». 2.13.2. Начиная со второго года обучения текущая оценка выставляется в виде отметок. В журнал выставляются отметки за тематические проверочные (контрольные) работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, комплексные работы, проекты, творческие работы, практические работы, полные устные ответы, выразительное чтение стихотворений наизусть, пересказы. Учебный предмет ОРК и СЭ ведется по безотметочной системе. Учет достижений по данному предмету может иметь свое отражение при учете личностных результатов, при формировании портфолио обучающегося. Система оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной школы направлена на реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта. Оценка отражает уровень достижения поставленных целей и выполнения требований образовательного стандарта. 2.13.3. Контроль и оценка планируемых результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся. Критериями контроля являются требования к планируемым результатам стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку. Объектами контроля являются предметные умения, универсальные учебные действия. Для оценки достижения планируемых результатов используются различные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: - стартовые диагностические работы на начало учебного года; - стандартизированные письменные и устные работы; - интегрированные контрольные работы; - тематические проверочные (контрольные) работы; - проекты; - практические работы; - творческие работы; - диагностические задания; - самоанализ и самооценка; - комплексные контрольные работы. Стартовая работа проводится в 1-4 классах в начале сентября и позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в журнале, но не учитываются при выставлении оценки за четверть. Стандартизированные письменные и устные работы проводятся в конце четверти и включают проверку сформированности предметных результатов. Оценка предметных 6 результатов представляет собой оценку достижения обучающимися результатов по отдельным предметам. Интегрированная контрольная работа проводится в конце учебного года и проверяет уровень сформированности у обучающихся универсальных учебных действий. Уровень выполнения фиксируется в портфолио обучающегося. Тематическая проверочная (контрольная) работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей темы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный журнал и учитываются при выставлении оценки за четверть. Проекты разрабатываются и защищаются обучающимися по одному или нескольким предметам в соответствии с индивидуальной траекторией развития обучающегося и рабочими программами педагогов. Практические работы выполняются в соответствии с учебно-тематическим планом. Творческие работы выполняются в соответствии с учебно-тематическим планом. Количество контрольных и творческих работ по каждому предмету определено в рабочей программе учителя. Оценки выставляются в журнал. Портфолио учащегося составляется учеником в течение длительного времени. Комплексные работы по оценке достижения планируемых результатов освоения ООП НОО учащимися 1-х классов проводятся в рамках промежуточного контроля метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, определенных на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373). 2.14. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с обучающимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности обучающегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении обучающегося. 2.15. Успеваемость обучающихся по учебным курсам и предметам вариативной части или части, формируемой участниками образовательных отношений, Учебного плана подлежит текущему контролю в виде отметок по пятибалльной системе или в виде зачётной («зачёт», «незачёт») системы. Порядок оценивания предметов и курсов этих частей учебного плана утверждается ежегодно приказом Директора. 2.16. Зачетная система используется в следующих случаях: - по предмету предусмотрено безотметочное обучение; - обучающийся не был аттестован или получил неудовлетворительную отметку за четверть, полугодие или год, но сдал учебную задолженность по предмету в виде зачета по темам. В этом случае радом с отметкой о неаттестации или неудовлетворительной отметкой ставится отметка, полученная обучающимся при сдаче зачета, а после неё пишется слово «зачет». 2.17. Результаты текущего контроля фиксируются в документах (классном и электронном журнале). Результаты текущего контроля по итогам четверти (во 2-9 классах), итогам полугодия (в 10, 11 классах) по каждому учебному предмету (курсу) выставляются в виде отметки или зачета. 2.18. При аттестации обучающихся дополнительно вводится отметка «не аттестован(а)» («н/а»), если обучающийся пропустил по данному предмету, курсу более половины 7 учебного времени и не имеет минимального количества отметок, необходимого для аттестации. 2.19. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю по предметам, включенным в этот план. 2.20. Четвертные, полугодовые отметки должны быть выставлены на день окончания четверти (полугодия). 2.21. Отметки обучающихся за четверть (полугодие) должны быть обоснованы. Чтобы объективно аттестовать обучающихся, необходимо не менее трех отметок при часовой недельной нагрузке по предмету, не менее пяти отметок при двухчасовой недельной учебной нагрузке и более девяти отметок при учебной нагрузке более двух часов в неделю с обязательным учетом качества знаний обучающихся по всем видам работ. 2.22. При выставлении оценок за четверть (полугодие) педагогический работник должен руководствоваться следующим: 2.22.1. Оценка за четверть (полугодие) является средним арифметическим текущих отметок за четверть (полугодие), округленным до единиц по правилам математического округления. Педагогическим работникам при выставлении годовых отметок учитывать, что: - при наличии промежуточных отметок 3344, выставляется годовая отметка «4»; - при наличии промежуточных отметок 4433, выставляется годовая отметка «3»; - при наличии промежуточных отметок 3434, как и 4343 решающее значение в выставлении годовой отметки имеет отметка, полученная в III четверти 2.22.2. Для выставления отметки за четверть (полугодие) необходимо учитывать наличие у обучающегося отметок за основные контрольные точки зачетного периода (контрольные срезы знаний поосновным модулям (разделам, темам) зачетного периода). Педагогическим работникам при выставлении отметки за четверть учитывать средневзвешенный бал как автоматически подсчитываемый показатель успеваемости обучающегося, учитывающий степень важности каждого вида работы, за которые выставлены оценки; 2.22.3. Учитывать средневзвешенный балл за выполнение отдельных видов учебных работ по следующей схеме: - домашняя работа, конспект, пересказ, ответ на уроке – 2 б. - практическая, лабораторная работа, самостоятельная работа, сочинение, тест – 4 б. - проверочная работа, контрольная работа, ВПР – 5 б.» 2.23. При отсутствии обучающегося на контрольном срезе знаний по основным темам зачетного периода по любой причине, обучающийся обязан ликвидировать учебную задолженность в сроки, определенные педагогическим работником, ведущим учебный предмет. В случае отсутствия отметок за данные контрольные точки аттестационный период обучающегося может быть продлен по согласованию с заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Сроки аттестации сообщаются родителям (законным представителям), которые несут ответственность за ликвидацию обучающимся учебной задолженности. 2.24. Вопрос об аттестации обучающихся, пропустивших более половины учебного времени по какому-либо предмету (независимо от причины пропусков) и не имеющих минимального количества отметок, необходимого для аттестации, решается в индивидуальном порядке по согласованию с обучающимися и родителями (законными представителями). Если обучающийся пропустил более половины уроков 8 за учебную четверть (полугодие) по любой причине и не сдал основные зачетные мероприятия за четверть (полугодие), то аттестации за четверть (полугодие) не происходит; срок аттестации определяется в следующей четверти (полугодии) и согласовывается с родителями (законными представителями). Родители (законные представители) несут ответственность за соблюдение обучающимся сроков аттестации. Учреждение предоставляет возможность обучающемуся получения консультативной помощи по учебному предмету в рамках времени, отведенного на консультационную деятельность конкретного педагогического работника. Если в отведенные сроки обучающийся не будет аттестован по предмету, то выставляется оценка «не аттестован(а)». Если в конце учебного года задолженности не ликвидированы, то обучающийся считается не освоившим программу по предмету. 2.25. После ликвидации задолженностей результаты зачётов по предмету (предметам) выставляются в классный журнал, и проводится аттестация данных обучающихся: ставится отметка за четверть (полугодие) и в скобках после отметки слово «зач.» (зачет), что показывает, что аттестация была проведена позже срока и материал по предмету сдан в виде зачета по контрольным точкам. 2.26. От текущего контроля успеваемости освобождаются обучающиеся, получающие образование в форме семейного образования и самообразования. 2.27. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся Учреждением обеспечивается возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательной деятельности, а также с оценками успеваемости обучающихся. 2.28. Обучающиеся, проходившие обучение во время учебного года в санаторных школах, медицинских, реабилитационных общеобразовательных учреждениях и других образовательных учреждениях вне Учреждения, аттестуются на основе сведений об аттестации из этих учебных заведений, а также отметок, полученных за период обучения в школе с обязательным условием сдачи зачета по контрольным точкам. 2.29. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник обучающегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости обучающихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю или секретарю Учреждения. 3. Контроль и оценка знаний и умений в условиях формирующего и критериального оценивания 3.1. Контроль и оценка знаний и умений учащихся в условиях системы критериального оценивания предусматривают выявление индивидуальной динамики освоения образовательных программ по учебным предметам каждым обучающимся и не допускают сравнения его с другими детьми. 3.2. Основные принципы критериального оценивания и формы проведения проверки усвоения программного материала и уровня достижений учащихся: 9 1) Критериальное оценивание включает в себя оценивание в ходе учебного процесса (формирующее оценивание) и оценивание результата обучения (суммативное), в том числе итоговое оценивание за определённый период. 2) Критериальностъ. Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими. 3) Приоритет самооценки. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для формирования адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок обучающихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). 4) Гибкость и вариативность. Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности. 5) Естественность процесса контроля и оценки. Контроль и оценка должны проводиться в естественных для обучающихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности учащихся включаются результаты наблюдения за их учебной деятельностью в обычных условиях. 3.3. Виды контроля в условиях критериального (суммативного) оценивания. 1) входная и итоговая тестово-диагностические работы, позволяющие определить уровень остаточных и итоговых знаний обучающихся за каникулярный период и учебный год соответственно. Входная работа проводится в начале учебного года и служит материалом для составления программы повторения как общей по классу, так и индивидуальной. Итоговая работа призвана систематизировать те умения, которые были освоены учениками в течение учебного года. 2) тестово-диагностические работы. Этот вид работы применяется при изучении темы и проводится в два этапа: «на входе» в тему (прогностический контроль) – «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения и «на выходе» изучения темы (рефлексивный контроль, направлен на выявление остаточных знаний по теме). 3) проверочные и контрольные работы по ходу изучения темы. Это пооперационный контроль (проверяющий способность ученика действовать по алгоритму) и контроль по результату (проводится после осуществления учебного действия). 4) проверочные работы, которые контролируют уровень сформированности логического мышления, умения анализировать и обобщать полученные знания. 3.4. Структура критериального оценивания. Критериальное оценивание включает в себя формативное (формирующее) оценивание и суммативное (итоговое) оценивание. В свою очередь в суммативном оценивании выделяются суммативное оценивание за тему/раздел, суммативное оценивание за четверть, суммативное оценивание за год, суммативное оценивание за уровень образования. 4. Алгоритм осуществления технологии формирующего и критериального оценивания 4.1. Педагогическая технология формирующего оценивания осуществляется на основе определенного алгоритма взаимодействия учителя и обучающегося и состоит из 9 элементов, обязательных для ее качественной реализации: - Планирование образовательных результатов учащихся по темам в рабочих программах. - Планирование цели урока как образовательных результатов деятельности. 10 - Формирование задач урока, в которых отражаются конкретные действия и результаты деятельности учащихся на уроке. - Определение конкретных критериев оценивания деятельности учащихся на уроке. - Оценивание деятельности учащихся по критериям. - Осуществление обратной связи: учитель – ученик, ученик – учитель. - При оценивании сравнение данных результатов достижений обучающихся с предыдущим уровнем их достижений. - Определение личного «образовательного прогресса» учащихся и дальнейших возможностей достижения цели. 4.2. Корректировка образовательного маршрута учащегося. Обучающийся по итогам каждой процедуры самооценивания за раздел/ тему получает оценку в виде количества набранных баллов из максимально возможных и соответствующего уровня учебных достижений. 4.3. Уровни учебных достижений: - низкий уровень: у учащегося имеются отдельные фрагментарные знания по предмету; обучающийся освоил менее половины планируемых результатов, имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено; проявляет эпизодический интерес к предметной области. - базовый уровень: учащийся в целом освоил программу; уровень овладения учебными действиями средний; обучающийся проявляет интерес к предметной области. - повышенный уровень: обучающийся в целом освоил программу; уровень овладения учебными действиями хороший. - высокий уровень: обучающийся полностью освоил программу; уровень овладения учебными действиями высокий; сформированы устойчивые интересы к предметной области. 4.4. Алгоритм выставления оценки за выполненную работу: - разрабатывается содержание заданий проверочной работы; - каждое задание делится на действия, которые являются критериями оценки; - каждому критерию присваивается балл с учетом его значимости; - сумма баллов выделенных критериев составляет «стоимость» задания; - сумма «стоимостей» заданий составляет общую стоимость проверочной работы; - выполненная работа первоначально проверяется учащимся в соответствии с заданными критериями; - подсчитывается набранное учащимся количество баллов; - учащиеся заполняют оценочный лист; - работу проверяет учитель в соответствии с заданными критериями, выявляет ошибки; - сравниваются суммы баллов, подсчитанные учителем и учеником; - баллы переводятся в проценты: максимальный балл при выполнении работы = 100 %, набранное количество баллов = X %, X = (набранное количество баллов х 100 %)/«стоимость» задания; - результат работы выставляется в процентах в листе самооценивания. 5. Условия реализации формирующего и критериального оценивания 5.1. Реализация технологий формирующего и критериального оценивания в учебном процессе (в урочной и внеурочной деятельности) является обязательной для всех учителей МАОУ Гимназии № 205 «Театр». 5.2. Задачи классного руководителя: 11 Ознакомить и в дальнейшем разъяснять учащимся и их родителям суть технологии формирующего и критериального оценивания, особенности оценивания обучающихся, используемые в Гимназии, изменения, которые возможны по решению педагогического коллектива в системе оценивания; роль, ценность адекватного самооценивания знаний, умений учащимися. 5.3. Задачи руководителей методических объединений: На заседаниях ШМО разрабатывать, согласовывать, корректировать единые критерии оценивания, то есть осуществлять процесс модерации, суть которого заключается в выработке единых критериев оценивания работ учащихся. С этой целью на заседаниях методических объединений: o составляется годовой график контрольных оценочных процедур по предметам; o составляются и согласовываются тексты контрольных измерительных метериалов; o проводится мониторинг качества выполнения практических, лабораторных, контрольных работ, тренировочных и зачетных работы в формате ОГЭ и ЕГЭ за полугодие, год; o проводится групповая экспертиза оценивания работ учащихся: взаимопроверка и перекрестная проверка работ по единым критериям; o происходит процесс согласования, определения единых требований к оцениванию работ гимназистов. 5.4. Задачи учителей – предметников: Реализовывать технологии формирующего и критериального оценивания в учебном процессе в полном объеме: o в начале учебного года на первых уроках организовать обсуждение критериев оценивания работ учащихся, особенности оценивания в предстоящем учебном году; o в начале каждой четверти учитель договаривается с обучающимися о том, когда будут проводиться итоговые работы по каждой теме, каковы формы этих работ (тест, эссе, исследовательская, комплексная контрольная работа) и по каким критериям они будут оцениваться; o предоставлять учащимся информацию о вопросах, выносимых на зачет, и рекомендации по подготовке к зачету в виде маршрутных листов; o на каждом учебном занятии учитель организует обсуждение и принятие учебных целей обучающимися, определение способов предстоящей учебной деятельности. Время на постановку учебных задач зависит от конкретных целей, типов учебных занятий, но оно должно быть соразмерно с остальными этапами урока. o на каждом учебном занятии проводить обратную связь, которая может осуществляться в разнообразных формах: краткосрочных самостоятельных работах, тестов, эссе, устных, письменных самоанализов деятельности, заполнении листов индивидуальных достижений. o из множества приемов, инструментов формирующего оценивания учитель выбирает и системно реализует те, которые направлены на осознание обучающимися планируемых предметных, метапредметных результатов (маршрутные листы, карты знаний по конкретным темам, анкеты и др. инструменты); на самооценку, взаимооценку на основе критериев самооценки (карты и листы самооценки, недельные отчеты, дневники и др.); на рефлексию. 12 o при формирующем оценивании балльное оценивание самостоятельных работ, тестов, проверочных работ учитель осуществляет эпизодически, то есть при потребности в балльном оценивании учащимися с целью определения степени готовности к зачетной работе. При оценивании зачетной работы возможно введение поощрения для обучающихся, если: наблюдалась системная самостоятельная работа дома при изучении темы, были сделаны содержательные доклады, сообщения с презентациями; качественно выполнялись самостоятельные работы, тесты на протяжении изучения всего учебного модуля. 5.5. Для реализации технологии формирующего и критериального оценивания в урочной деятельности учитель разрабатывает: требования к результатам самооценивания и др.); задания для самоконтроля учащимися своих действий в ходе изучения темы; задания на рефлексивную оценку результатов. изучения темы (маршрутный лист, лист содержание проверочных, тестовых, зачетных работ; задания для групповой работы, включающие задания на оценку её эффективности; 6. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации 6.1. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой, по каждому учебному предмету, курса, дисциплине, модулю по итогам учебного года. 6.2. Целями проведения промежуточной аттестации являются: - объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы по результатам учебного года; - соотнесение этого уровня с требованиями государственных образовательных стандартов; - оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности обучающегося в осуществлении образовательной деятельности; - оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, - продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы. 6.3. Промежуточную аттестацию в Учреждении: 6.3.1. в обязательном порядке проходят обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования во всех формах обучения; а также обучающиеся, осваивающие образовательные программы по индивидуальным учебным планам, в т.ч. осуществляющие ускоренное или иное обучение с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; 6.3.2. могут проходить по заявлению родителей (законных представителей) обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы: - в форме семейного образования; - в форме самообразования. 6.4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в течение пяти последних дней учебного года, на основе результатов текущих аттестаций по итогам учебных 13 четвертей/полугодий учебного года и представляют собой среднее арифметическое результатов четвертных/полугодовых аттестаций. 6.5. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной или по зачетной системе. 6.6. Промежуточная аттестация может проводиться в форме: - всероссийской проверочной работы; - комплексной контрольной работы; - итоговой контрольной работы; - тестирования; -иных формах, определяемых образовательными программами и (или) индивидуальными учебными планами. 6.7. В образовательной организации соблюдаются следующие требования к проведению контрольных работ: проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году; не проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании; не проводить для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день; исключить ситуации замещения полноценного учебного процесса в соответствии с образовательной программой многократным выполнением однотипных заданий конкретной оценочной процедуры, проведения "предварительных" контрольных или проверочных работ непосредственно перед планируемой датой проведения оценочной процедуры; при проведении оценочной процедуры учитывать необходимость реализации в рамках учебного процесса таких этапов, как проверка работ обучающихся, формирование массива результатов оценочной процедуры, анализ результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при выполнении работы, отработка выявленных проблем, при необходимости - повторение и закрепление материала; контрольные работы не проводятся в первый и последний день четверти; проверочные и самостоятельные работы должны занимать не более 15 минут на уроке; с датой проведения контрольной работы и критериями оценивания учитель знакомит обучающихся не менее чем за 5 дней; контрольная работа по теме, за четверть проверяется учителем не более 3 дней, обучающиеся знакомятся с отметкой не позднее 5 дней с даты проведения; обучающийся имеет право получить консультацию, по его требованию, с пояснениями к выставлению отметки за контрольную работу; после каждой контрольной работы проводится работа над ошибками с записью в журнал, на данном уроке учитель осуществляет индивидуальный подход к 14 обучающимся, получившим неудовлетворительную отметку, планирует опрос; ведение тетради для контрольных работ обязательно по математике и русскому языку во всех классах, с целью анализа объективности выставления отметок за контрольные работы; тетради проверяются администрацией МАОУ Гимназия №205 «Театр» и руководителем ШМО раз в четверть в соответствии с планом внутришкольного контроля. 6.8. Формой допуска к государственной итоговой аттестации пообразовательным программа среднего общего образования является итоговое сочинение (изложение). Итоговоесочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся 11-х классов в первую среду декабря. Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет». Порядок проведения итогового сочинения (изложения) как условия допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования определяется Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 07.11.2018 г. № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 02.12.2019 г.№455-Д «Об утверждении порядка проведения, порядка проверки итогового сочинения (изложения), местах, порядке и сроках хранения и уничтожения оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) на территории Свердловской области». 6.9. Формой допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования является итоговое собеседование по русскому языку. Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля по текстам, темам и заданиям, сформированным по часовым поясам Рособрнадзором. Результатом итогового собеседования по русскому языку является «зачет» или «незачет». Порядок проведения итогового сочинения (изложения) как условия допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования определяется Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 07.11.2018 г. № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования; Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области №59-Д от 11.02.2019 г. «Об утверждении порядка проведения, порядка и сроков проверки итогового собеседования по русскому языку на территории Свердловской области» и локальным нормативным актом. 6.10. При пропуске обучающимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, обучающийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется Учреждением с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. 6.11. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации обучающихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник обучающегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся. Педагогические работники в рамках работы с 15 родителями (законными представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации обучающихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю или секретарю Учреждения. 6.12. Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть установлены Учреждением для следующих категорий обучающихся по заявлению совершеннолетних обучающихся или родителей (законных представителей): - выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия; - отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж; - для иных обучающихся по решению педагогического совета. 6.13. Решение об изменении сроков промежуточной аттестации принимается Директором Учреждения на основании письменного заявления родителей (законных представителей) идокументов, подтверждающих необходимость изменения сроков промежуточной аттестации. 6.14. Для обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом (в случае, если сроки и порядок отличаются от сроков и порядка, определенных Учебным планом Учреждения). 6.15. Обучающиеся, получающие образование в форме семейного образования и самообразования проходят годовую промежуточную аттестацию в порядке и формах, определенных нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации. 6.16. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 6.17. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в сроки, предусмотренные образовательной организацией. Учреждение обязано создать условия обучающимся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль своевременности её ликвидации. Родители (законные представители) несут ответственность за подготовку обучающегося к пересдаче и соблюдение установленных сроков пересдачи задолженности. 6.18. Педагогические работники Учреждения, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. 6.19. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые школой, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося. 16 6.20. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз на базе образовательной организации создается комиссия. В состав комиссии обязательно включаются учителяпредметники из числа неработающих в данном классе. 6.21. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации. 6.22. Обучающиеся, заболевшие в период проведения промежуточной аттестации, могут: – быть переведены в следующий класс условно, с последующей сдачей академических задолженностей; – пройти промежуточную аттестацию в дополнительные сроки, определяемые графиком образовательного процесса и предназначенные для пересдачи академических задолженностей. 6.23. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях школьных методических объединений и педагогического совета Учреждения. 6.24. Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело обучающегося и являются в соответствии с решением Педагогического совета основанием для перевода обучающегося в следующий класс, для допуска к государственной итоговой аттестации. 7. Порядок перевода обучающихся в следующий класс 7.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме учебные программы образовательной программы соответствующего уровня, переводятся в следующий класс. Перевод обучающихся в следующий класс осуществляется по решению Педагогического совета. 7.2. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно кконкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. 7.3. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 7.4. Обучающиеся в Учреждении по образовательным программам начального общего, основного общего образования, среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. 7.5. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в Учреждении. 7.6. Учреждение информирует родителей (законных представителей) обучающегося о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения обучающегося в письменной форме. 17 7.7. Итоги аттестации и решение Педагогического совета Учреждения о переводе в следующий класс педагогические работники, ведущие классное руководство, обязаны довести до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей), а в случае неудовлетворительных результатов учебного года – в письменном виде под роспись родителей (законных представителей) с указанием даты ознакомления. Сообщение хранится в личном деле обучающегося. 8. Повторное обучение обучающихся по причине не ликвидированных академических задолженностей 8.1. Обучающиеся могут быть оставлены на повторное обучение по заявлению родителей (законных представителей) только при условии наличия не ликвидированных в установленные сроки академических задолженностей. 8.2. Обучающиеся 1– го класса могут быть оставлены на повторный год обучения: – в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (по согласованию с родителями (законными представителями)); – с согласия родителей (законных представителей) в соответствии с мотивированным заключением педагогического совета школы о не усвоении обучающимся программы 1 класса. 9. Ответственность участников образовательных отношений, разрешение спорных вопросов 9.1. Все учителя Учреждения несут дисциплинарную ответственность за: - неукоснительное исполнение настоящего Положения, а заместитель директора Гимназии по учебно-воспитательной работе осуществляют постоянный контроль за оценочной сферой деятельности педагогического коллектива, принимают все меры к разрешению спорных и конфликтных ситуаций, считая безусловным приоритетом законные интересы обучающегося; - своевременное информирование родителей (законных представителей) обучающихся о текущей успеваемости обучающихся на родительских собраниях, приглашая родителей в школу, либо обращаясь к ним письменно через дневник или электронный журнал. 9.2. Вслучае выставления неудовлетворительной четвертной (полугодовой) отметки учитель обязан принять меры к оказанию помощи обучающемуся в освоении учебной программы в течение следующей учебной четверти (полугодия). 9.3. Родители (законные представители) обучающихся обязаны присутствовать на родительских собраниях, постоянно контролировать текущую успеваемость своего ребенка, создавать все необходимые условия для качественного и своевременного выполнения им домашнего задания по предмету и подготовки к урокам, обеспечивать контроль за посещением им дополнительных занятий и ликвидацией задолженности (неудовлетворительной отметки за четверть (полугодие, год) по предмету. 9.4. В случае несогласия с текущей отметкой за письменную работу родители (законные представители) обучающегося имеют право письменно обратиться к заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе или директору гимназии с просьбой о проверке объективности ее выставления. 9.5. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе издает распоряжение о создании комиссии по проверке объективности выставленной текущей отметки за письменную работу. В состав комиссии входят: заместитель директора по УВР, два учителя, в том числе учитель, выставивший оспариваемую отметку. Комиссия в присутствии родителей (законных представителей) проводит проверку объективности 18 выставленной текущей отметки за письменную работу и принимает решение о ее изменении (оставлении без изменения). 9.6. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного положения может повлечь за собой невыполнение одной из главных задач Гимназии – формирования у учащихся учебной самостоятельности (умения учиться). 6.2. При нарушении основных принципов критериального оценивания одной из сторон образовательных отношений другая сторона имеет право обратиться к администрации с целью защиты своих прав в установленном порядке. 9.7. Нарушение правил оценочной деятельности, несоблюдение педагогического такта являются предметом административного разбирательства и общественного порицания. 10. Порядок внесения изменений (дополнений) в Положение 10.1. Инициатива внесения изменений и (или) дополнений в настоящее Положение может исходить от органов коллегиального управления, представительных органов работников, обучающихся, родителей, администрации Учреждения. 10.2. Изменения и (или) дополнения в настоящее Положение подлежат открытому общественному обсуждению на заседаниях коллегиальных органов управления МАОУ Гимназия № 205 «Театр». 19