ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Песнопение на Руси всегда отражало, прежде всего, общественное бытиё, мысли и чувства, самые личные, глубоко индивидуальные переживания человека. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей. Полезны хорошо продуманные и подготовленные концертные выступления, на которых удается установить живую непосредственную связь с аудиторией. Одной из главных задач преподавателя является – выявить в каждом ученике самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма. Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему ( а она тесна связана с сердечно – сосудистой системой ), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. В первом году закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем году вокальные навыки развиваются и совершенствуются. Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Эстрадное пение, несмотря на существенные различия с академическим вокалом, базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата. Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре ( исключение – высокие мужские голоса ), отсутствие выраженного прикрытия «верхов», использование оперного фальцета у высоких мужских голосов в верхнем регистре. Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром, герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу. Привитие интереса к предмету « Эстрадное пение » может проходить не только через урок, но и через внеклассные мероприятия, такие как: конкурсы, концерты, постановка водевиля, мюзикла. Петь хочет практически каждый ребёнок за очень большим исключением. А для того, чтобы дети захотели петь, нужно педагогу показать красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определённом трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны. Даная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе следующих нормативных документов: • Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года). • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). • Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». • Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021 • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д. • Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р) Условия реализации программы: Программа представляет учебный курс по эстрадному пению для учащихся образовательных учреждений с 6 по 8 лет. Обучение детей по предлагаемой программе длится 2 года. Первый год и второй год обучения рассчитаны на 105 занятий каждый. Продолжительность занятий – 3 раза в неделю по 2 часа. Основными критериями установления сроков обучения являются возраст и способности учащихся. Занятия по предмету « Эстрадный хор » носят практический характер и проходят в форме групповых занятий. В конце учебного полугодия проходит отчётный концерт. Язык обучения - русский; Дистанционное обучение допускается. В этом случае применяется электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, обеспечивающие для обучающихся независимо от их места нахождения достижение результатов обучения путём организации образовательной деятельности в электронной информационнообразовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Цели и задачи программы: Главная цель программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства. Практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности. Задачи: образовательные • развитие природных вокальных данных профессиональными певческими навыками обучающегося, овладение • • развитие навыков вокального интонирования и сольфеджирования овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса) • обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение» • овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности) • обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном развивающие • развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей • развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма • развитие исполнительской сценической выдержки • развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления развитие устойчивого интереса к вокально- исполнительской культуре духовно- нравственное развитие. воспитательные • воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное время • воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память • воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей • усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения • воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох. 1.1 Форма учебной деятельности. Данная программа рассчитана на преподавание предмета «Эстрадный хор» по 2- летней форме обучения. Результаты освоения программы. Личностные: • формировать устойчивый интерес к пению, эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству; • формировать устойчивые предпочтения в области эстетически ценных произведений искусства; • развить образное и ассоциативное мышления, творческое воображение; • приобрести первичные навыки самостоятельной музыкальной деятельности. Метапредметные: • формировать умения анализировать собственную вокально-певческую деятельности; • овладеть основами самоконтроля, самооценки. Предметные: • развить координации голосовых связок и слухового аппарата; • обучить певческим навыкам, чистому интонированию несложных мелодий; • формировать умения петь в ансамбле в унисон одноголосно: держать темп, соразмерять силу звучания своего голоса с интенсивностью звучания других голосов; • уметь грамотно исполнять определённые сценические и танцевальные движения; • приобщить детей к концертной деятельности; • К концу года показать результат элементов двухголосия. Учебно-тематический план 1 год обучения № Тема 1 Вокально-хоровые навыки. Певческая установка, дыхание. 2 Артикуляция, дикция. 3 4 Звукообразование, звуковедение. Диапазон голоса. 5 Хоровой строй. 6 теория практика всего 3 13 16 4 16 20 5 17 22 3 19 22 5 19 24 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 20 Педагогическое наблюдение 26 Педагогическое наблюдение 22 Педагогическое наблюдение 22 Педагогическое наблюдение 16 Педагогическое наблюдение Работа над произведениями. 3 7 25 Ритм. Сводные репетиции. 2 9 17 Темп. Работа над партиями. 1 8 20 Динамика. Обобщение. 3 10 Хоровой звучания. Всего Формы контроля Педагогическое наблюдение 19 строй. Ансамбль 1 15 210 Содержание учебного материала. 1 год обучения Тема 1. Вокально-хоровые навыки. Певческая установка, дыхание. Теория: типы дыхания, начальная нотная грамота: ноты и их длительность Практика: работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания. Воспитание устойчивого интереса к вокально-хоровому пению. Знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, грудной). Тема 2. Артикуляция, дикция. Теория: подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза. Паузы. Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении. Воспитание культуры поведения в зале и на сцене. Необходимо объяснить и показать учащемуся рёберно-диафрагматическое дыхание. Полезны упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Тема 3. Звукообразование, звуковедение. Теория: голосовые регистры. Певческая позиция. Октавы. Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио). Воспитание культуры пения. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок дыхания может вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование. Тема 4. Диапазон голоса. Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов. Воспитание культуры пения. Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Первоначально вокальные упражнения должны строится на примарных тонах (певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца). Тема 5. Хоровой строй. Ансамбль звучания. Мажор и минор. Практика: унисон- основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена. Воспитание коллективного пения. Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка должна быть всегда свободна, рот и губы – свободны и активны. Тема 6. Работа над произведениями. Разучивание произведений. Басовый ключ. Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения. Воспитание коллективного пения. Тема 7. Темп. Работа над партиями. Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Воспитание культуры пения. Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Полезны упражнения в пределах терции – квинты на сочетание гласных с согласными, например: ми, зи, мэй, ха, чха, и т. п. Тема 8. Ритм. Сводные репетиции. Объединение групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания. Воспитание культуры пения. При этом следует следить за чистотой интонации. Необходимо заниматься с учениками техникой речи (дикция, артикуляция). Тема 9. Динамика. Обобщение. Воспитание культуры пения. Разбирать произведения по образам и настроению. Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе с микрофоном и основным правилам работы с ним. Тема 10. Ансамбль звучания. Интервалы /чистые/Практика: унисон - основа хорового пения.. Учебно-тематический план 2 год обучения Тема 1 Вокально-хоровые навыки. Теория: голосовые регистры. Певческая позиция. 3 20 23 2 Артикуляция, дикция. Теория: Диапазон голоса. 4 26 30 3 Звукообразование, звуковедение. 5 18 23 Показ 4 Аккорд /общая характеристика/. Диапазон голоса. 3 16 19 Анализ практической деятельности 5 Хоровой строй. Ансамбль звучания. Аккорд /основные виды. 5 16 21 Беседа 6 Работа над произведениями. Разучивание произведений. 17 Педагогическое наблюдение 7 Разрешение партиями. 24 Педагогическое наблюдение 8 Обращения аккордов. Работа с солистами и ансамблями. 20 Педагогическое наблюдение 9 Нотная терминология. Обобщение. Воспитание культуры пения. 18 Педагогическое наблюдение 15 Педагогическое наблюдение аккордов. Теория Практика Всего Форма контроля № 3 14 Работа над Лады народной музыки. Пение многоголосия. 10 1 2 1 1 23 18 17 14 210 Анализ практической деятельности Педагогическое наблюдение Показ Содержание учебного материала 2 год обучения Тема 1. Вокально-хоровые навыки. Теория: голосовые регистры. Певческая позиция. Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио). Длительности нот и пауз. Ноты на добавочных линейках. Воспитание устойчивого интереса к вокально-хоровому пению. Тема 2. Артикуляция, дикция. Теория: Диапазон голоса. Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.. Интервалы /повторение/. Воспитание культуры поведения в зале и на сцене. Тема 3. Звукообразование, звуковедение. Теория: голосовые регистры. Певческая позиция. Интервалы /закрепление/. Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио). Воспитание культуры пения. Тема 4. Аккорд /общая характеристика/. Диапазон голоса. Нахождение примарных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов. Воспитание культуры пения Тема 5. Хоровой строй. Ансамбль звучания. Аккорд /основные виды//. Практика: унисоноснова хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена. Воспитание коллективного пения. Тема 6. Работа над произведениями. Разучивание произведений. Практика: разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения. Разрешения аккордов. .Воспитание коллективного пения. Тема 7. Разрешение аккордов. Работа над партиями. Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов. Дальнейшее сочетание группового и хорового пения ведется по пути освоения многоголосия. Воспитание культуры пения. Тема 8. Обращения аккордов. Работа с солистами и ансамблями. Практика: учебнотренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями: разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией, импровизация. Воспитание культуры пения. Тема 9. Нотная терминология. Обобщение. Воспитание культуры пения. Тема 10. Лады народной музыки. Пение многоголосия. Практика: Практика: учебнотренировочный материал ( тембр голоса, цепное дыхание, позиция звука). Воспитание коллективного пения. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом освоения данной программы учебного предмета «Хор», являются следующие знания, умения, навыки: 1. наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству; 2. знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива; • знание профессиональной терминологии; 3. умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки; 4. навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом; 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей; наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива; знание устройства и принципов работы голосового аппарата; обладание диапазоном в рамках принятой классификации; владение всеми видами вокально-хорового дыхания; умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях; слышание своего голоса в хоровой вертикали и понимание его функционального значения; знание метроритмических особенностей разножанровых музыкальных произведений; навыки чтения с листа. Основные показатели эффективности реализации данной программы: высокий уровень мотивации учащихся к вокально-хоровому исполнительству; 15. творческая самореализация учащихся, участие вокально-хоровых коллективов и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно- массовых мероприятиях. Список нотных сборников 1. Грибков И. «Вместе с хором». Из репертуара Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга: Выпуски 1,2,3,4,5. СПб, «Союз художников», 2003-2011 2. Гродзенская Н. «Композиторы-классики детям». Пение в сопровождении ф-но. М., «Музыка», 1979 3. Куликов Б., Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека-ВС», 2007 4. Струве Л. «Музыкальные ступеньки». Методика развития музыкальных способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. М., 2001 5. Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1997 6. Струве Г.А. «Каноны для детского хора». СПб, 1998 7. Композиторы - классики - детям. - М., «Музыка», 1963 8. Славкин М. «Поет детский хор «Преображение». - М.,«Владос», 2001 9. Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора, 2-е издание. «Современная музыка», 2009 10. Ходош Э. «Поет детский хор». Ростов-на-Дону, 1998 11. Хрестоматия для 1-3 классов ДМШ. – М., «Музыка», 1983 Список рекомендуемой методической литературы 1. 2. 3. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997 4. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокальнохоровым коллективом. – М.: Academia, 1999 5. Струве Г. Школьный хор. М.,1981 6. Теория и методика музыкального образования детей: Научно- методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998 7. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – СанктПетербург, 2000 8. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990 9. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983 10. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002 11. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. - М.,1988 12. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной программе «Хор» На 2023-2024 учебный год Возраст обучающихся: 7-9 лет Год обучения: первый № пп Сроки проведения занятий Форма занятия Колво часов Наименование темы Форма контроля 1 2 неделя сентября Мастеркласс 2 Вводное занятие Опрос 2 2 неделя сентября Занятиепостановка 2 Певческая установка, дыхание. Педагогическое наблюдение 3 2 неделя сентября Занятиепостановка 2 Певческая установка, дыхание. Педагогическое наблюдение 4 3 неделя сентября Лекция 2 Голосовые регистры. Певческая позиция. Педагогическое наблюдение 5 3 неделя сентября Занятиепостановка 2 Короткое и задержанное дыхание Педагогическое наблюдение 6 3 неделя сентября Мастеркласс 2 Артикуляция, дикция. Педагогическое наблюдение 7 4 неделя сентября Мастеркласс 2 Артикуляция, дикция. Беседа 8 4 неделя сентября Занятиепостановка 2 Диапазон голоса. Педагогическое наблюдение 9 4 неделя сентября Занятиепостановка 2 Диапазон голоса. Педагогическое наблюдение 10 1 неделя октября Мастеркласс 2 Гортань как источник звука, органы дыхания (Диапазон голоса.) Педагогическое наблюдение 11 1 неделя октября Концерт 2 Резонаторы (головной, грудной). Педагогическое наблюдение 12 1 неделя октября Самостояте льная творческая 2 Ансамбль звучания Педагогическое наблюдение работа 13 2 неделя октября Творческая работа 2 Аккорд /основные виды. Педагогическое наблюдение 14 2 неделя октября Творческая работа 2 Аккорд /основные виды. Педагогическое наблюдение 15 2 неделя октября Творческая работа 2 Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов Педагогическое наблюдение 16 3 неделя октября Самостояте льная творческая работа 2 Музыкальная фраза. Паузы. Педагогическое наблюдение 17 3 неделя октября Репетицио нная работа 2 Практика: работа над гласными, согласными Педагогическое наблюдение 18 3 неделя октября Репетицио нная работа 2 Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов Педагогическое наблюдение 19 4 неделя октября Репетицио нная работа 2 Практика: работа над гласными, согласными Педагогическое наблюдение 20 4 неделя октября Самостояте льная творческая работа 2 Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении. Воспитание культуры поведения в зале и на сцене. Педагогическое наблюдение 21 4 неделя октября Самостояте льная творческая работа 2 Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении. Воспитание культуры поведения в зале и на сцене. Педагогическое наблюдение 22 5 неделя октября Самостояте льная творческая работа 2 Рёберно-диафрагматическое дыхание Педагогическое наблюдение 23 5 неделя октября Самостояте льная творческая работа 2 Рёберно-диафрагматическое дыхание Педагогическое наблюдение 24 5 неделя октября Самостояте льная творческая работа 2 Рёберно-диафрагматическое дыхание Педагогическое наблюдение 25 1 неделя ноября Репетицио нная работа 2 Голосовые регистры. Педагогическое наблюдение 26 1 неделя ноября Репетицио нная работа 2 Голосовые регистры. Педагогическое наблюдение 27 1 неделя ноября Репетицио нная работа 2 Голосовые регистры. Педагогическое наблюдение 28 2 неделя ноября Репетицио нная работа 2 Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио). Педагогическое наблюдение 29 2 неделя ноября Репетицио нная работа 2 Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио). Педагогическое наблюдение 30 2 неделя ноября Репетицио нная работа 2 Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио). Педагогическое наблюдение 31 3 неделя ноября Репетицио нная работа 2 Практика: унисоноснова хорового пения Педагогическое наблюдение 32 3 неделя ноября Репетицио нная работа 2 Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов. Педагогическое наблюдение 33 3 неделя ноября Репетицио нная 2 Упражнения на развитие звукового и динамического Педагогическое наблюдение диапазонов. работа 34 4 неделя ноября Самостояте льная творческая работа 2 Практика: унисоноснова хорового пения Педагогическое наблюдение 35 4 неделя ноября Самостояте льная творческая работа 2 Нахождение примарных зон голоса Педагогическое наблюдение 36 4 неделя ноября Репетицио нная работа 2 Нахождение примарных зон голоса Педагогическое наблюдени 37 1 неделя декабря Репетицио нная работа 2 Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. Педагогическое наблюдение 38 1 неделя декабря Репетицио нная работа 2 Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. Педагогическое наблюдение 39 1 неделя декабря Репетицио нная работа 2 Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона Педагогическое наблюдение 40 2 неделя декабря Репетицио нная работа 2 Мажор и минор. Практика: унисон- основа хорового пения. Педагогическое наблюдение 41 2 неделя декабря Репетицио нная работа 2 Мажор и минор. Практика: унисон- основа хорового пения. Педагогическое наблюдение 42 2 неделя декабря Репетицио нная работа 2 Мажор и минор. Практика: унисон- основа хорового пения. Педагогическое наблюдение 43 3 неделя декабря Репетицио нная работа 2 Мажор и минор. Практика: унисон- основа хорового пения. Педагогическое наблюдение 44 3 неделя декабря Репетицио нная работа Мажор и минор. Практика: унисон- основа хорового пения. Педагогическое наблюдение 45 3 неделя декабря Репетицио нная работа 2 Выработка активного piano. Кантилена Педагогическое наблюдение 46 4неделя декабря Репетицио нная работа 2 Выработка активного piano. Кантилена Педагогическое наблюдение 47 4неделя декабря Репетицио нная работа 2 Выработка активного piano. Кантилена Педагогическое наблюдение 48 4неделя декабря Репетицио нная работа 2 Воспитание коллективного пения. Концерт 49 3 неделя января Репетицио нная работа 2 Воспитание коллективного пения. Концерт 50 3 неделя января Репетицио нная работа 2 Воспитание коллективного пения. Концерт 51 3 неделя января Репетицио нная работа 2 Воспитание коллективного пения. Концерт 52 4 неделя января Репетицио нная работа 2 Воспитание коллективного пения. Концерт 53 4 неделя января Репетицио нная работа 2 Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов Педагогическое наблюдение 54 4 неделя января Репетицио нная работа 2 Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов Педагогическое наблюдение 55 5 неделя января Репетицио нная работа 2 Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов Педагогическое наблюдение 56 5 неделя января Репетицио нная работа 2 Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов Педагогическое наблюдение 57 1 неделя февраля Репетицио нная работа 2 Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов Педагогическое наблюдение 58 1 неделя февраля Репетицио нная работа 2 Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов Педагогическое наблюдение 59 1 неделя февраля Мастеркласс 2 Правильное положение корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Педагогическое наблюдение 60 2 неделя февраля Мастеркласс 2 Правильное положение корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Педагогическое наблюдение 61 2 неделя февраля Репетицио нная работа 2 Объединение групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания. Педагогическое наблюдение 62 2 неделя февраля Репетицио нная работа 2 Объединение групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания. Педагогическое наблюдение 63 3 неделя февраля Репетицио нная работа 2 Объединение групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания. Педагогическое наблюдение 64 3 неделя февраля Репетицио нная работа 2 Техника речи (дикция, артикуляция). Педагогическое наблюдение 65 3 неделя февраля Репетицио нная работа 2 Техника речи (дикция, артикуляция). Педагогическое наблюдение Репетицио нная 2 Техника речи (дикция, Педагогическое 66 4 неделя артикуляция). наблюдение 2 Работа над партиями. Концерт Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Концерт 1 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Концерт 70 1 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Концерт 71 1 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Концерт 72 2 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Концерт 73 2 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Концерт 74 2 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Концерт 75 3 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Концерт 76 3 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Педагогическое наблюдение 77 3 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Педагогическое наблюдение февраля работа 67 4 неделя февраля Репетицио нная работа 68 4 неделя февраля 69 78 4 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Педагогическое наблюдение 79 5 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Педагогическое наблюдение 80 2 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Педагогическое наблюдение 81 2 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Педагогическое наблюдение 82 2 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Педагогическое наблюдение 83 3 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Педагогическое наблюдение 84 3 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Разбор произведения образам и настроению по Педагогическое наблюдение 85 3 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Разбор произведения образам и настроению по Педагогическое наблюдение 86 4 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Разбор произведения образам и настроению по Педагогическое наблюдение 87 4 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Разбор произведения образам и настроению по Педагогическое наблюдение 88 4 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Разбор произведения образам и настроению. по Педагогическое наблюдение 89 5 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Разбор произведения образам и настроению. 90 1 неделя мая Репетицио нная работа 2 Работа с микрофоном. Работа над партиями. 91 1 неделя мая 2 Работа с микрофоном. Концерт Работа над партиями. Репетицио нная по Педагогическое наблюдение Концерт работа 92 1 неделя мая Репетицио нная работа 2 Работа с микрофоном. Концерт Работа над партиями. 93 2 неделя мая Репетицио нная работа 2 Работа с микрофоном. Концерт Работа над партиями. 94 2 неделя мая Репетицио нная работа 2 Практика: унисон - основа хорового пения Концерт 95 3 неделя мая Репетицио нная работа 2 Практика: унисон - основа хорового пения Концерт 96 3 неделя мая Репетицио нная работа 2 Выработка активного piano Педагогическое наблюдение 97 3 неделя мая Репетицио нная работа 2 Выработка активного piano 98 2 неделя мая Самостояте льная творческая работа 2 Выработка активного piano Педагогическое наблюдение 99 2 неделя мая Самостояте льная творческая работа 2 Выработка активного piano Показ 100 2 неделя мая Репетицио нная работа 2 Объединение групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания. Педагогическое наблюдение 101 3 неделя мая Репетицио нная работа 2 Пение многоголосия. Педагогическое наблюдение 102 3 неделя мая Репетицио нная работа 2 Объединение групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания. Концерт 103 3 неделя мая Репетицио нная работа 2 Объединение групп хора, Концерт совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания. 104 4 неделя мая Репетицио нная работа 2 Объединение групп хора, Концерт совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания. 105 4 неделя мая Репетицио нная работа 2 Объединение групп хора, Концерт совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной программе «Хор» На 2023-2024 учебный год Возраст обучающихся: 7-9 лет Год обучения: второй № пп Сроки проведения занятий Форма занятия Колво часов Наименование темы Форма контроля 1 2 неделя сентября Мастеркласс 2 Вводное занятие Опрос 2 2 неделя сентября Занятиепостановка 2 Певческая установка, дыхание. Педагогическое наблюдение 3 2 неделя сентября Занятиепостановка 2 Певческая установка, дыхание. Педагогическое наблюдение 4 3 неделя сентября Лекция 2 Ноты и их длительность Педагогическое наблюдение 5 3 неделя сентября Занятиепостановка 2 Короткое и задержанное дыхание Педагогическое наблюдение 6 3 неделя сентября Мастеркласс 2 Короткое и задержанное дыхание Педагогическое наблюдение 7 4 неделя сентября Мастеркласс 2 Короткое и задержанное дыхание Беседа 8 4 неделя сентября Занятиепостановка 2 Взаимосвязь звука и дыхания. Педагогическое наблюдение 9 4 неделя сентября Занятиепостановка 2 Знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса Педагогическое наблюдение 10 1 неделя октября Мастеркласс 2 Знакомство с общими понятиями анатомии: гортань как источник звука, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца) Педагогическое наблюдение 11 1 неделя октября Концерт 2 Знакомство с общими понятиями анатомии: резонаторы (головной, грудной). 12 1 неделя октября Самостояте льная творческая работа 2 Подготовка артикулярного Педагогическое аппарата к работе наблюдение 13 2 неделя октября Творческая работа 2 Подготовка артикулярного Педагогическое аппарата к работе наблюдение 14 2 неделя октября Творческая работа 2 Подготовка артикулярного Педагогическое аппарата к работе наблюдение 15 2 неделя октября 3 неделя октября Творческая работа 2 Подготовка артикулярного Педагогическое наблюдение аппарата к работе Педагогическое наблюдение 16 Самостояте льная творческая работа 2 Педагогическое наблюдение Музыкальная фраза. Паузы. 17 3 неделя октября Репетицио нная работа 2 Практика: работа над гласными, согласными Педагогическое наблюдение 18 3 неделя октября Репетицио нная работа 2 Практика: работа над гласными, согласными Педагогическое наблюдение 19 4 неделя октября Репетицио нная работа 2 Практика: работа над гласными, согласными Педагогическое наблюдение 20 4 неделя октября Самостояте льная творческая работа 2 Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении. Воспитание культуры поведения в зале и на сцене. Педагогическое наблюдение 21 4 неделя октября Самостояте льная творческая работа 2 Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении. Воспитание культуры Педагогическое наблюдение поведения в зале и на сцене. 22 5 неделя октября Самостояте льная творческая работа 2 Рёберно-диафрагматическое дыхание Педагогическое наблюдение 23 5 неделя октября Самостояте льная творческая работа 2 Рёберно-диафрагматическое дыхание Педагогическое наблюдение 24 5 неделя октября Самостояте льная творческая работа 2 Рёберно-диафрагматическое дыхание Педагогическое наблюдение 25 1 неделя ноября Репетицио нная работа 2 Голосовые регистры. Педагогическое наблюдение 26 1 неделя ноября Репетицио нная работа 2 Голосовые регистры. Педагогическое наблюдение 27 1 неделя ноября Репетицио нная работа 2 Голосовые регистры. Педагогическое наблюдение 28 2 неделя ноября Репетицио нная работа 2 Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио). Педагогическое наблюдение 29 2 неделя ноября 2 неделя ноября Репетицио нная работа 2 Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио). Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 2 Практика: упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов ( звукоряды, скачки, арпеджио). Репетицио нная работа 30 31 3 неделя ноября Репетицио нная работа 2 Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов. Педагогическое наблюдение 32 3 неделя ноября Репетицио нная работа 2 Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов. Педагогическое наблюдение 33 3 неделя ноября Репетицио нная работа 2 Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов. Педагогическое наблюдение 34 4 неделя ноября Самостояте льная творческая работа 2 Нахождение примарных зон голоса Педагогическое наблюдение 35 4 неделя ноября Самостояте льная творческая работа 2 Нахождение примарных зон голоса Педагогическое наблюдение 36 4 неделя ноября Репетицио нная работа 2 Нахождение примарных зон голоса Педагогическое наблюдени 37 1 неделя декабря Репетицио нная работа 2 Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. Педагогическое наблюдение 38 1 неделя декабря Репетицио нная работа 2 Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. Педагогическое наблюдение 39 1 неделя декабря Репетицио нная работа 2 Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона Педагогическое наблюдение 40 2 неделя декабря Репетицио нная работа 2 Мажор и минор. Практика: унисон- основа хорового пения. Педагогическое наблюдение 41 2 неделя декабря Репетицио нная работа 2 Мажор и минор. Практика: унисон- основа хорового пения. Педагогическое наблюдение 42 2 неделя декабря Репетицио нная 2 Мажор и минор. Практика: унисон- основа хорового работа пения. Педагогическое наблюдение 43 3 неделя декабря Репетицио нная работа Мажор и минор. Практика: унисон- основа хорового пения. Педагогическое наблюдение 44 3 неделя декабря Репетицио нная работа Мажор и минор. Практика: унисон- основа хорового пения. Педагогическое наблюдение 45 3 неделя декабря Репетицио нная работа 2 Выработка активного piano. Кантилена Педагогическое наблюдение 46 4неделя декабря Репетицио нная работа 2 Выработка активного piano. Кантилена Педагогическое наблюдение 47 4неделя декабря Репетицио нная работа 2 Выработка активного piano. Кантилена Педагогическое наблюдение 48 4неделя декабря Репетицио нная работа 2 Воспитание коллективного пения. Концерт 49 3 неделя января Репетицио нная работа 2 Воспитание коллективного пения. Концерт 50 3 неделя января Репетицио нная работа 2 Воспитание коллективного пения. Концерт 51 3 неделя января Репетицио нная работа 2 Воспитание коллективного пения. Концерт 52 4 неделя января Репетицио нная работа 2 Воспитание коллективного пения. Концерт 53 4 неделя января Репетицио нная работа 2 Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов Педагогическое наблюдение 54 4 неделя января Репетицио нная работа 2 Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы Педагогическое наблюдение голосов 55 5 неделя января Репетицио нная работа 2 Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов Педагогическое наблюдение 56 5 неделя января Репетицио нная работа 2 Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов Педагогическое наблюдение 57 1 неделя февраля Репетицио нная работа 2 Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов Педагогическое наблюдение 58 1 неделя февраля Репетицио нная работа 2 Практика: пение по группам, составленными по типу регистровой природы голосов Педагогическое наблюдение 59 1 неделя февраля Мастеркласс 2 Правильное положение корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Педагогическое наблюдение 60 2 неделя февраля Мастеркласс 2 Правильное положение корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Педагогическое наблюдение 61 2 неделя февраля Репетицио нная работа 2 Объединение групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания. Педагогическое наблюдение 62 2 неделя февраля Репетицио нная работа 2 Объединение групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания. Педагогическое наблюдение 63 3 неделя февраля Репетицио нная работа 2 Объединение групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания. Педагогическое наблюдение 64 3 неделя февраля 2 Техника речи (дикция, артикуляция). Педагогическое наблюдение 2 Техника речи (дикция, артикуляция). Педагогическое наблюдение Репетицио нная работа 65 3 неделя февраля Репетицио нная работа 66 4 неделя февраля Репетицио нная работа 2 Техника речи (дикция, артикуляция). Педагогическое наблюдение 67 4 неделя февраля Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Концерт 68 4 неделя февраля Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Концерт 69 1 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Концерт 70 1 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Концерт 71 1 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Концерт 72 2 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Концерт 73 2 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Концерт 74 2 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Концерт 75 3 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Концерт 76 3 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Педагогическое наблюдение 77 3 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Педагогическое наблюдение 78 4 неделя марта Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Педагогическое наблюдение 79 2 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Педагогическое наблюдение 80 2 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Педагогическое наблюдение 81 2 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Педагогическое наблюдение 82 3 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Работа над партиями. Педагогическое наблюдение 83 3 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Разбор произведения образам и настроению по Педагогическое наблюдение 84 3 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Разбор произведения образам и настроению по Педагогическое наблюдение 85 4 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Разбор произведения образам и настроению по Педагогическое наблюдение 86 4 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Разбор произведения образам и настроению по Педагогическое наблюдение 87 4 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Разбор произведения образам и настроению. по Педагогическое наблюдение 88 5 неделя апреля Репетицио нная работа 2 Разбор произведения образам и настроению. по Педагогическое наблюдение 89 5 неделя апреля Репетицио нная 2 Техника безопасности при работе с микрофоном и основным правилам работы Концерт с ним работа 90 1 неделя мая Репетицио нная работа 2 Работа с микрофоном. Концерт Работа над партиями. 91 1 неделя мая Репетицио нная работа 2 Работа с микрофоном. Концерт Работа над партиями. 92 1 неделя мая Репетицио нная работа 2 Работа с микрофоном. Концерт Работа над партиями. 93 2 неделя мая Репетицио нная работа 2 Работа с микрофоном. Концерт Работа над партиями. 94 2 неделя мая Репетицио нная работа 2 Практика: унисон - основа хорового пения Концерт 95 3 неделя мая Репетицио нная работа 2 Практика: унисон - основа хорового пения Концерт 96 3 неделя мая Репетицио нная работа 2 Выработка активного piano Педагогическое наблюдение 97 3 неделя мая Репетицио нная работа 2 Выработка активного piano 98 2 неделя мая Самостояте льная творческая работа 2 Самостояте льная творческая работа 2 99 2 неделя мая Воспитание коллективного пения. Выработка активного piano Педагогическое наблюдение Показ 100 2 неделя мая Репетицио нная работа 2 Объединение групп хора, совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания. 101 3 неделя мая Репетицио нная 2 Объединение групп хора, совместное исполнение Педагогическое наблюдение Педагогическое песен, работа над ансамблем наблюдение звучания. работа 102 3 неделя мая Репетицио нная работа 2 Объединение групп хора, Концерт совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания. 103 3 неделя мая Репетицио нная работа 2 Объединение групп хора, Концерт совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания. 104 4 неделя мая Репетицио нная работа 2 Объединение групп хора, Концерт совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания. 105 4 неделя мая Репетицио нная работа 2 Объединение групп хора, Концерт совместное исполнение песен, работа над ансамблем звучания.