ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа театральной студии «Место действия» относится к художественной направленности. В современном обществе повышается социальный престиж интеллекта к научным знаниям. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки. Дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. У многих из них часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями (Л.С. Выготский). Театр как вид искусства является не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Главный и основополагающий девиз театрального коллектива «Сначала ЧЕЛОВЕК потом АКТЕР». Этот девиз - та основная педагогическая платформа, на которой строится вся творческая деятельность коллектива. Воспитать актера не самоцель, главное - воспитать Человека; создать из девчонок и мальчишек, приходящих в детский коллектив в своем еще юном возрасте Личность – человека мыслящего, всесторонне развитого. Большинство участников коллектива здесь, по их собственному признанию, в общении с руководителем, со своими сверстниками и соратниками по общему сценическому действу чувствуют себя легко и свободно, не комплексуя, не боятся высказывать свое личное мнение, и знают, что с ними посчитаются. Именно здесь они чувствуют уважение к себе, которого так порой не хватает им, юным, со стороны взрослых. Детский коллектив (в частности, театральный) - тот фундамент, на котором заложена основа формирования творческой личности. Используя педагогические принципы А.Макаренко и В.Сухомлинского. заключающиеся в том, что ребенка нельзя воспитывать по частям, ставится задача одновременно и в органической связи добиться формирования всех сторон, качеств и свойств личности в системе моральнонравственного воспитания и предполагает согласование и взаимосвязанное формирование всех качеств, способностей и задатков. Как известно, театр-искусство коллективное, а спектакль-итог общих усилий всего коллектива. Поэтому вся творческая деятельность театрального кружка направлена на сплочение дружного, крепкого коллектива единомышленников, отдающего свой досуг одному из видов искусства - ТЕАТРУ. Разнообразные средства театрального кружка способствуют воспитанию нравственных качеств школьников, развивают чувства прекрасного, коллективизма и товарищества, повышению личной ответственности и дисциплины, раскрытию их творческих возможностей в создании коллективного труда – спектакля... По сложившейся традиции прием в театральный коллектив производится после окончания ребятами начальной школы, когда у ребят сложился свой взгляд на окружающую действительность, сформировалось свое личное мнение по определенным вопросам, пополнился багаж знаний по культуре и искусству. Подросток приходит в наш театральный коллектив с определенным намерением самовыражения именно в области театрального искусства. Наш театр, не студия, а творческий коллектив подростков, чьи наивные интересы и любознательность необходимо вырастить в подлинную любовь, преданность к театру, закрепив эти качества на долгие годы. Теория нужна, практика необходима. «В искусстве знать - значит уметь» (К.С.Станиславский). Основная цель творческой деятельности нашего коллектива - создание условий для развития творческой личности, для формирования думающего, чувствующего и активного человека через приобщение к театральной деятельности. Исходя из этого, задачи дополнительной образовательной программы театральной студии «Место действия» формулируются следующим образом: • Развитие эстетических способностей; • Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; • Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; • Овладение навыками общения и коллективного творчества • Дать основы актерского мастерства • Дать знания об основных направлениях развития театрального искусства в разных странах. Для решения поставленных задач предлагается использовать следующие методы: 1. Общепедагогические: • Репродуктивный (вербальный и невербальный) • Проблемно-поисковый • Креативный (творческий) 2. Театральное воспитание: • Индивидуальный • Групповой Деятельность педагога строится на следующих принципах: • Доступность занятий для всех желающих. • Внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству. • Возможность самовыражения, самореализации, инициативности. • Уважение и соблюдение прав ребенка. • Доступность понимания и исполнения драматургического и литературного материала различных жанров. • Всестороннее развитие обучаемого с учетом его индивидуальных особенностей. • Создание необходимых условий личностного развития детей, из адаптации к жизни в обществе. • Стимулирование творческой активности личности, развитие способности к решению возникающих проблем. Условия реализации программы: Дополнительная образовательная программа театральной студии «Место действия» рассчитана на трехгодичное обучение для детей от 10 до 17 лет. Первый год и второй год обучения рассчитан на 105 часов. К каждому учебному году составляется учебно-тематический план в соответствии с расписанием. Продолжительность занятий – 3 раза в неделю по 2 часа. Основной формой работы являются практические занятия. Это занятия по «актерскому мастерству», «сценической речи», «сценическому движению». Чаще всего, учебное занятие - это единый технический тренинг. Отчет о работе театрального коллектива проходит в форме открытых занятий, праздников, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий. На каждом учебном году обучения предусматривается текущая и промежуточная аттестация. Программа прописана на два года. Последующие годы обучение ведется по программе третьего года с углублением и расширением полученных знаний. Программа разноуровневая и позволяет учитывать разный уровень развития и разную степень освоения содержания учащимися. 1 год обучения – стартовый уровень 2 год обучения – базовой уровень Программа художественной направленности, Язык обучения - русский; Дистанционное обучение допускается. В этом случае применяется электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, обеспечивающие для обучающихся независимо от их места нахождения достижение результатов обучения путём организации образовательной деятельности в электронной информационнообразовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Ожидаемые результаты: Личностные: • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметные: • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; • обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; • предлагать помощь и сотрудничество; • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; • формулировать собственное мнение и позицию; • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные: • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; • выразительному чтению; • различать произведения по жанру; • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; • сочинять этюды по сказкам; • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 год обучения № п/п 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 2. Название тем и разделов Блок I. «Актерское мастерство» Развитие актерских способностей Непроизвольное внимание Сценическая вера Сценическая фантазия Сценическая свобода Искусство быть зрителем Блок II. «Сценическая речь» 1. Развитие речи 2. Культура речи Блок III. «Пластическая 1. выразительность актера» 1.1. Развитие физических 1.2. способностей Устранение мышечных зажимов Развитие координации движений, ловкости, гибкости, реакции 2. Развитие способностей к лицедейству 3 Количество часов теория практика Форма контроля всего 3 3 3 3 15 15 15 15 18 18 18 18 Педагогическое наблюдение Самоконтроль Творческий отчет Самоконтроль - 18 18 Сочинение 4 4 18 18 22 22 Взаимоконтроль Взаимоконтроль 4 4 16 16 20 20 Анализ деятельности Педагогическое наблюдение 6 16 22 14 14 Педагогическое наблюдение Самостоятельное задание Практическая работа 176 210 Блок IV. «Показ творческих работ» Всего часов: 34 Содержание учебного плана I год обучения Блок I. «Актерское мастерство» Тема 1. Развитие актерских способностей 1.1. Непроизвольное внимание. Понятия: Внимание. Наблюдательность. Память. Практическая работа • Игры: «Мир предметов», «Опиши обстановку», Опиши внешность», «Зеркало», «Муха», «Пойми меня», «Цепочка слов», «Пишущая машинка», «Земля-воздухвода», «Мигалки», «Юлий Цезарь», «Телепаты» и др. (развитие внимания и наблюдательности). • Этюды с куклами 1.2 Сценическая вера. Чувство правды и вера. Предлогаемые обстоятельства. «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Сочинение этюдов. Событие как основа действия. Соотношения действующих лиц. Взаимоотношения. Практическая работа • Игры на простейшие физические действия в заданых обстоятельствах места и времени: «Жребий», «Аквариум», «На выбывание», «Сад цветов», «Ключи», «Зоопарк», «Маленькие кустики» и др. (развитие воображения и чевства веры в предлагаемые обстоятельства). • Этюды с куклами. Придумать характер куклы. «Оживление» предмета. • Упражнения и игры: «Театр моды», «Живые картинки», «Озвучка», «Встать на пальцы», «Превращение предмета», «Слушать звуки!», «Перестройка», «Хлопки по кругу», «Пишем букву», «Лабиринт» и др. (развитие воображения, фантазии и внимания, развитие чувства ритма, интонации). • Этюды: «Мы идем в гости», «На уроке физкультуры», «Генеральная уборка», «1 сентября или снова в школу», «В мире профессий» и др. (отработка правдимости и точности простейших физических действий). 1.3. Сценическая фантазия Практическая работа • Игры – ассоциации (воспитание сценической фантазии, развитие образного мышления). • Этюды на свободную тему. • Этюды оправдания. • Этюды с куклами. Придумывание персонажей и сочинение историй. • Упражнения: «Дирижирование чувствами», «Играем в прятки», «Круг», «Путь к цели», «Пьяный танец», «Пластилинчики», «Шарики», «Ледяные фигуры», «Цветение и увядание» и др. (развитие чувства ритма, фантазии и умения распределяться в пространстве). • Фантазирование на заданную тему: «Воображаемые прогулки», «Рассказ по картинке», «Сказка по одному слову» (развитие творческого воображения и фантазии). 1.4. Сценическая свобода Понятие: Пространство. Ориентация в пространстве. Практическая работа • Подвижные игры с элементами драматизации: «Петушиные бои», «Ярмарка», «Рыцарский турнир» (развитие творческих способностей, воображения и умения распределяться в пространстве) Групповые упражнения и игры: «Жмурки в круге», «Карандаши», «Я падаю», «Поводырь», «Монстр», «Сделать круг», «Цифры из стульев» (формирование партнерских отношений). • Групповые упражнения и игры: «Жмурки в круге», «Карандаши», «Я подаю», «Поводырь», «Монстр», «Сделать круг», «Цифры из стульев» (формирование партнерских отношений). • Этюды на публичное одиночество: «Уборка», «Грусть», «Подготовка к празднику», «В лесу» и др. (формирование умения сосредоточиться). • Этюды: «Импровизация», «Стеклянная стена», «Движение и музыка», «Салат», «Лифт», «Сетка» (освоение пространства, развитие воображения и фантазии). Тема 2. Искусство быть зрителем Искусство театра. История театра. Основной язык театрального искусства: действие, диалог, игра. Эмоциональный образ спектакля: сценография, свет, музыка, костюм. Жанр. Практическая работа • Посещение театров города: театр Юного зрителя, Драматический театр, Кукольный театр (формирование навыка осмысленного просмотра театральных постановок, анализа увиденного); • Посещение спектаклей детских театральных коллективов района, города, области. Блок II. «Сценическая речь» Тема1. Развитие речи Формирование установки. Голосовой аппарат. Голос внутри меня. Мой голос, отраженный в окружающем мире. Освобождение голоса. Понятие: Дыхание. Дыхание как физическое ощущение. Практическая работа • Тренинг: «В шар земной упираясь ногами…» (выработка ощущения устойчивости собственного тела). • Тренинг «Путешествие по резонаторам» (развитие уменя направлять звук в основные резонаторы). • Тренинг на произношение безударных гласных звуков, согласных звуков. • Тренинг «Скороговорки» (на развитие дикции). • Игра: «Джунгли» (создание звукового образа). Тема 2. Культура речи Основы красноречия. Точность. Ясность речи. Умения слушать партнера. Читота речи. Понятие стиля речи. Смешение стилей. Практическая работа • Тренинг «Пойми меня» (умение отыскать смысл контрастного понятия). • Тренинг «Многообразие жанров» (на умение определить жанр литературного произведения). • Этюды с куклами. Куклы читают стихи, говорят скороговорки. • Игры: «Расскажи», «Отгадай» (формирование умения кратко формулировать основные признаки предмета, действия, явления). «Редактор» и др. (формирование навыка стилистической правки неблагозвучных сочетаний). Блок III. «Пластическая выразительность актера» Тема 1. Развитие физических способностей 1.1. Устранение мышечных зажимов Понятие: Мышечный зажим. Практическая работа • Подвижные образные игры: «Скопируй позу», «Слоновий футбол», «Тараканьи бега», «Черепашки - Ниндзя» (развитие образной и двигательной памяти, формирование навыка импровизации). • Упражнения: «Море волнуется», «Полет шмеля», «Нарисуй фигуру!», «Конспиратор» и др. (закрепление навыков и привычки физического тела к естественному, свободному, т.е. раскрепощенному или собранному, напряженному состоянию в зависимости от предлагаемых обстоятельств). 1.2.Развитие координации движений Понятия: Ловкость. Гибкость. Реакция. Пластика. Внутреннее движение. Практическая работа • Комплекс упражнений ОФП (развитие и формирование психофизического аппарата для решения задач пластической выразительности и актерского мастерства). • Упражнения: «Я - Мир», «Оживание» (освоение пространства вокруг себя, способность отключиться от внешнего воздействия, сосредоточиться). • Музыкальные игры: «Волшебные сигналы», «Метра-ритм» (развитие реакции, внимания и умения группироваться в пространстве) • Игры: «Сколько пальцев?» «Еще раз, но одновременно!» и др. (развитие реакции и координации движений). Тема 2. Развитие способностей к лицедейству Практическая работа • Игры, имитирующие различные события и эмоциональные состояния в сочетании с физическими упражнениями: «Звуки музыки», «Пластилиновые куклы», «В мире животных», «Море», «Шум ветра», «олимпийские игры» и т.д. (закрепление навыков органичного существования на сцене, воспитание чувства партнерства, чувства ансамбля, веры в предлагаемые обстоятельства). • Театральные игры: «Сказочные превращения», «Сказка в шесть кадров», «Свидание в слепую», «Сад культур» и др. (развитие способностей к лицедейству). Блок IV. Показ творческих работ Практическая работа • • • • • • • Творческие показы. Класс – концерты. Мини- спектакли. Театральные зарисовки. Кукольные спектакли. Праздничные вечера (развитие творческих способностей и навыков актерского мастерства; закрепление теоретических и практических навыков, полученных в процессе обучения). Организация и проведение театрализованных досугово - развивающих программ (развитие творческой инициативы, стимулирование желания самостоятельно организовать простое сценическое действо с использованием знаний о театральном искусстве, формирование организаторских и коммуникативных способностей). УЧЕБНЫЙ ПЛАН (2 год обучения) № Название тем и разделов Этапы обучения п/п теория практика Тема 1. «Основы актерского мастерства» 1.1 Предлагаемые обстоятельства. 1.2 Сценическая самостоятельность. 6 12 1.3 4.1 4.2 4.3 4.4 Оценка факта и сценического действия. Тема 2. «Работа над ролью» Тема 3. «Речь и голос» Тема 4. Развитие психомоторики Развитие физических способностей. Устранение мышечных зажимов. Основы хореографии. Основы сценографии. Тема 5. «Показ учебных работ» Всего часов: Форма контроля всего 18 6 12 18 6 6 12 16 6 6 6 60 16 6 4 6 6 76 22 6 4 12 12 30 30 158 210 52 Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Рефлексия Педагогическое наблюдение Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Показ Анализ работы Практическая работа Содержание учебного плана (2 год обучения) Тема 1. «Основы актерского мастерства» 1.1. Предлагаемые обстоятельства Выявление и анализ предлагаемых обстоятельств пьесы. Отбор простейших физических действий. Выявление конфликта. Общение. Чувство партнера. Чувство ансамбля. Оценка факта и сценическое действие. Практическая работа. • Этюды (формирование чувства партнерства и навыка сотрудничества на сцене). 1.2. Сценическая самостоятельность Выявление актерской задачи, поиск цепочки простейших физических действий. Практическая работа. • Этюды к образу. 1.3. Оценка факта и сценического действия Логическое «ЕСЛИ БЫ…». Оценка факта т сценическое действие. Практическая работа. • Этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах» (развитие сценической непосредственности, актёрской смелости, наблюдательности, веры). Тема 2. «Работа над ролью» Зерно роли. Внешняя характерность. Речевая характеристика. Костюм. Грим. Пластическая выразительность. Замысел спектакля. Использование компонентов театрального искусства в раскрытии идейно-художественного замысла спектакля. Световая партитура. Драматургия, как основа театрального искусства. Организация сценического пространства. Сверхзадача. Сквозное действие. Воплощение образа и характерность Практическая работа. • Режиссерские упражнения: «Событийный ряд», «Главное событие» и др. • Этюды на тему картины, поговорки. • Определение темы этюда, выявление сюжета. • Репетиции Тема 3. «Речь и голос» Элементы работы над текстом. Словесное действие. Проза. Стихотворная драматургия. Работа над учебным материалом. Дыхание и звук. Распределение дыхания. Речь на опоре. Дыхательная гимнастика. Громкость и высота тона. Речевая выразительность. Логика речи. Логический анализ текста. Словесное действие. Рассказ от третьего лица. Культура речи. Практическая работа. • Подбор репертуара индивидуально. • Логический разбор, работа над текстом. • Закрепление навыков правильного дыхания, владения голосом увеличивая диапозон звучания, присвоение текста и умение проявить свою личную позицию. • Избавление от речевых недостатков и ознакомление с нормативным произношением. • Развитие вокальных способностей. Тема 4. «Развитие психомоторики» 4.1. Развитие физических способностей Игровая форма проведения занятий переходит в форму тренировки с конкретным направлением и распределением нагрузок на части тела, и эмоциональные затраты. 4.2. Устранение мышечных зажимов Тело актера. Практическая работа. • Упражнения, развивающие ловкость, гибкость, реакцию, резкость, пластичность, координацию. • Комплекс упражнений ОФП (развитие пластичности, выносливости, гибкости, реакции, растяжки, резкости). 4.2. Сценическая хореография Танец. Практическая работа. • Изучение танцевальных движений: польки, вальса, balance, pas de bourree и трёх видов port de bras. 4.3. Основы сценографии Сцена. Театральные декорации. Бутафория. Звуковая и световая партитура. Зависимость сценографии от жанра спектакля. Практическая работа. • Разработка и сбор материала по истории материальной культуры театра • Знакомство и изучение работы звуковой аппаратуры • Знакомство со сценой одного из городских театров (изучение технических возможностей сцены, которые необходимы для создания монтажа декораций спектакля) Тема 5. «Показ творческих работ» Практическая работа. • Показ спектаклей, этюдов и т.д. • Концерты, праздники (развитие творческой инициативы, стимулирование желания самостоятельно организовать простое сценическое действо с использованием знаний о театральном искусстве). • Организация и проведение театрализованных досугово - развивающих программ (развитие творческой инициативы, стимулирование желания самостоятельно организовать простое сценическое действо с использованием знаний о театральном искусстве, формирование организаторских и коммуникативных способностей). Требования к уровню подготовки выпускников (предметные результаты) После первого года обучения выпускники должны знать: • • • • • • • • • 5-10 дыхательных упражнений; Комплекс упражнений на артикуляцию; 5-10 скороговорок; основные компоненты театра; стили речи; жанры; типы внимания; виды памяти; правила безопасности при работе с партнером, предметами; должны уметь: • • • • • • • • • • • • • показать индивидуальный или групповой этюд; описать картины, возникающие перед внутренним взором; построить цепочку из 3 - 5ассоциаций на предложенную тему; показать свои наблюдения за миром людей, животных, предметов; описать эмоции, которые испытывает герой этюда или художественного произведения; обнаружить внутренние зажимы и помехи на пути к созданию и воплощению образа; самостоятельно находить способы к устранению вышеуказанных помех и зажимов; различать компоненты актерской выразительности; фантазировать на заданную тему; выполнять дыхательные и речевые упражнения; различить компоненты актерской выразительности; находить элементы характерного поведения персонажа; сочинить и воплотить пластический образ в этюде. После второго года обучения выпускники должны знать: • • • • • • основные параметры анализа пьесы; оценку факта и сценического действия; основные принципы создания театральных декораций; особенности звуковой и световой партитуры спектакля; жанры художественного слова; основные голосовые резонаторы. должны уметь: • • • • • • выявлять актерскую задачу; самостоятельно работать над ролью; самостоятельно провести занятие и репетицию в группе; отбирать простейшие физические действия при работе над ролью; раскладывать сквозное действие на простые физические действия; сочинить и воплотить пластический образ в этюде. Материально-техническое обеспечение Помещение для занятий: 1. Зал со сценой для проведения репетиций и показа творческих работ 2. Учебный кабинет Приборы и оборудование: 1. Элементы декораций: кубы 40*40, столы, стулья, ткани 2. Технические средства: микрофоны, компьютер, микшер, интерактивная доска или экран Костюмы Реквизит для этюдов, тренингов. проектор, Список использованной литературы 1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2016 2. Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего, М.: Искусство, 2014 3. Беспрозванный Л. Упражнение для души, М.: ГДНР, 2015 4. Бояджиев Г.Н. Театральность и, правда, М., 2010 5. Ветер Л. А. Педагогика способностей, М.: Педагогика, 2011 6. Воронина Т.А. Воспитание детей в игре, М.: просвещение, 2012 7. Гепов Г.В. Театр для малышей, М.: Педагогика, 2010 8. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств, М.: Искусство, 2001 9. Девид Майерс. Социальная психология, С.-Петербург. "Питер", 2017 10. Ершов П. М. Режиссура как практическая психология, 2014 11. Ершов П. М. Технология актерского искусства. 2-е изд. М., 2009 12. Ершова А. «Актерская грамота - подросткам». – Ивантеевка , 2015 13. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М. Прогресс, 2013 14. Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера, М.: Искусство, 2016 15. Никитин Б. «Развивающие игры», М.Педагогика, 2014 16. Петров В.А. «Нулевой класс актера», М.: Педгиз, 2015 17. Рубина И.И., Заводская Т.Ф., Шевелева Н.М. «Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельности». М., 2010 18. Станиславский К.С. «Работа актера над собой в творческом процессе воплощения» Собр. Соч., т.2, 2018 19. Ташис Н. Музыка спектакля, Л.: Лениздат, 2016 20. Топорков В.О. О технике актера». 2-е изд., М.: ВТО, 1959 21. Трирольская В.Ю. Теория эстетического воспитания, М.: Прогресс, 2016 22. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2016 23. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2016. 24. Хэрри Алдер. Н.Л.П. Современные психотехнологии, С.-Петербург, "Питер", 2012 25. Чехов М. Литературное наследие в 2-х томах, М.: Искусство, 2019 26. Щур В.Г. Лесенка, М.: Наука, 2012 27. Френкем Н. Современная сценография, М.: ПРЕССС, 2014 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Интернет ресурсы "ДРАМАТЕШКА", http://dramateshka.ru/ Педагогика искусства , http://www.art-education.ru/AE-magazine/index.htm Современный театр, http://vk.com/protheatre library.ru/ Театр – детям, http://www.teatrbaby.ru/ Сам себе писатель http://ssp.ioso.ru КлассТЕАТР, http://www.klass-teatr.ru Стихи.ру , http://www.stihi.ru/ 8. Театральный Этюд, http://biblioteka.portal-etud.ru 9. Московская театральная школа Олега Табакова, http://www.tabakovschool.ru/ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной программе «Театральная студия «Место действия»» На 2023-2024 учебный год Возраст обучающихся: 10-17 лет Год обучения: первый № п\ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Дата Форма занятий Формы контроля 2 Педагогическое наблюдение 2 Непроизвольное внимание Педагогическое наблюдение 2 Сценическая вера Самоконтроль 2 Сценическая фантазия Педагогическое наблюдение 2 Сценическая свобода Самоконтроль 2 Сценическая вера Самоконтроль 2 Развитие речи Взаимоконтроль 2 Сценическая фантазия Концерт 2 Развитие способностей к лицедейству Практикум 2 Сценическая вера Самоконтроль Творческий отчет 2 Сценическая фантазия Педагогическое наблюдение Практикум 2 Сценическая свобода Самоконтроль 2 Устранение мышечных зажимов Педагогическое наблюдение 2 Непроизвольное внимание 3 неделя Практикум сентября 4 неделя Практикум сентября 4 неделя Практикум сентября Тренинг на 1 неделя постановку октября голоса 1 неделя Театральные октября игры Тренинг 2 неделя актерского октября мастерства 2 неделя Тренинг октября 3 неделя октября 4 неделя октября 4 неделя октября Тема занятия Введение. Знакомство. Правила Внутреннего распорядка, права и обязанности учащихся. 3 неделя Беседа сентября 3 неделя октября Колво часов Тренинг на постановку голоса Практическая работа 13 5 неделя октября 14 5 неделя октября 15 2 неделя ноября Тренинг 2 Развитие способностей к лицедейству 16 2 неделя ноября Тренинг актерского мастерства 2 Искусство быть зрителем Педагогическое наблюдение Анализ продуктов деятельности Педагогическое наблюдение Анализ продуктов деятельности Анализ практической деятельности 17 3 неделя ноября 18 3 неделя ноября 19 4 неделя ноября 20 4 неделя ноября 21 5 неделя ноября Самостоятельная работа 22 5 неделя ноября 23 1 неделя декабря 24 1 неделя декабря Самостоятельная работа Тренинг актерского мастерства Тренинг на постановку голоса 25 2 неделя декабря 2 Развитие речи Взаимоконтроль 2 Сценическая вера Самоконтроль 2 Сценическая фантазия Анализ практической деятельности 2 Сценическая свобода Самоконтроль 2 Развитие способностей к лицедейству Анализ продуктов деятельности 2 Развитие речи Взаимоконтроль 2 Развитие способностей к лицедейству Самоконтроль 2 Непроизвольное внимание Педагогическое наблюдение Тренинг 2 Устранение мышечных зажимов Педагогическое наблюдение 26 2 неделя декабря Тренинг актерского мастерства 2 Сценическая фантазия Творческий отчет 27 3 неделя декабря Поход в театр 2 Сценическая вера Самоконтроль 28 3 неделя декабря Тренинг на постановку голоса 2 Развитие координации и движений Педагогическое наблюдение 29 3 неделя января Практикум 2 Развитие речи Взаимоконтроль 30 3 неделя января 2 Сценическая свобода Самоконтроль 31 4 неделя января 2 Развитие способностей к лицедейству Анализ деятельности 32 4 неделя января 2 Развитие способностей к лицедейству Взаимоконтроль 33 5 неделя января 2 Развитие способностей к лицедейству Взаимоконтроль 34 5 неделя января 2 Показ творческих работ Практическая работа 2 Показ творческих работ 2 Сценическая фантазия 35 36 2 неделя февраля 2 неделя февраля Тренинг Тренинг на постановку голоса Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства Семинарпрактикум Тренинг актерского мастерства Самостоятельная работа Самостоятельная работа Практическая работа Творческий отчет 37 3 неделя февраля 38 3 неделя февраля 2 Устранение мышечных зажимов Педагогическое наблюдение 2 Развитие речи Взаимоконтроль Этюды 2 Культура речи Взаимоконтроль Тренинг 2 Развитие координации движений Педагогическое наблюдение 41 5 неделя февраля Тренинг актерского мастерства 2 Развитие способностей к лицедейству Самоконтроль 42 5 неделя февраля Концерт 2 Развитие способностей к лицедейству Анализ деятельности 43 1 неделя марта 2 Искусство быть зрителем Сочинение 44 1 неделя марта 2 Развитие речи Игровое задание 45 2 неделя марта 2 Показ творческих работ Практическая работа 46 2 неделя марта 2 Сценическая вера Самоконтроль 47 3 неделя марта 2 Устранение мышечных зажимов Педагогическое наблюдение 2 Сценическая фантазия 2 Устранение мышечных зажимов Творческий отчет Педагогическое наблюдение 2 Сценическая свобода Самоконтроль 2 Сценическая вера Самоконтроль 2 Культура речи Взаимоконтроль 2 Развитие способностей к лицедейству Самостоятельное задание 2 Развитие способностей к лицедейству Анализ деятельности 2 Показ творческих работ Практическая работа Упражнения 2 Показ творческих работ Самостоятельная работа 2 Непроизвольное внимание 39 40 48 49 50 51 4 неделя февраля 4 неделя февраля 3 неделя марта 4 неделя марта 4 неделя марта 5 неделя марта 52 1 неделя апреля 53 1 неделя апреля 54 2 неделя апреля 55 2 неделя апреля 56 57 3 неделя апреля 3 неделя апреля Семинар – практикум Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства Семинарпрактикум Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства Самостоятельная работа Самостоятельная работа Семинарпрактикум Занятие – постановка Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства Семинарпрактикум Тренинг актерского мастерства Практическая работа Педагогическое наблюдение 58 59 60 61 62 4 неделя апреля 4 неделя апреля 5 неделя апреля 5 неделя апреля 2 неделя мая 63 3 неделя мая 64 3 неделя мая 65 66 67 4 неделя мая 4 неделя мая 5 неделя мая 68 5 неделя мая 69 1 неделя марта 70 71 2 неделя марта 2 неделя марта 72 2 неделя марта 73 3 неделя марта 74 3 неделя марта 75 76 77 3 неделя марта 4 неделя марта 4 неделя марта 78 4 неделя марта 79 5 неделя Самостоятельная работа 2 Концерт 2 Концерт 2 Семинар практикум Семинар практикум Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства Самостоятельная работа Самостоятельная работа Поход в театр Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства Самостоятельная работа Самостоятельная работа Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства Самостоятельная работа Самостоятельная работа Семинарпрактикум Тренинг актерского мастерства Занятие – Культура речи Взаимоконтроль Устранение мышечных зажимов Развитие координации движений Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Творческий отчет 2 Сценическая фантазия 2 Сценическая фантазия 2 Развитие координации движений Педагогическое наблюдение 2 Развитие способностей к лицедейству Самостоятельное задание 2 Развитие способностей к лицедейству Анализ деятельности 2 Искусство быть зрителем Беседа 2 Непроизвольное внимание Педагогическое наблюдение 2 Культура речи Взаимоконтроль 2 Устранение мышечных зажимов Педагогическое наблюдение 2 Развитие координации движений Педагогическое наблюдение 2 Сценическая свобода Самоконтроль 2 Сценическая свобода Анализ деятельности 2 Развитие способностей к лицедейству Самостоятельное задание 2 Развитие способностей к лицедейству Самостоятельное задание 2 Показ творческих работ 2 Показ творческих работ 2 Культура речи Взаимоконтроль 2 Устранение мышечных зажимов Педагогическое наблюдение 2 Сценическая вера Самокнтроль Практическая работа Практическая работа марта 80 1 неделя апреля 81 1 неделя апреля 82 2 неделя апреля 83 2 неделя апреля 84 2 неделя апреля 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 3 неделя апреля 3 неделя апреля 3 неделя апреля 4 неделя апреля 4 неделя апреля 4 неделя апреля 5 неделя апреля 5 неделя апреля 1 неделя мая 2 неделя мая 2 неделя мая 96 2 неделя мая 97 3 неделя мая 98 3 неделя мая 99 10 0 3 неделя мая 4 неделя мая постановка Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства Семинарпрактикум Тренинг актерского мастерства 2 Развитие способностей к лицедейству Самостоятельное задание 2 Развитие способностей к лицедейству Анализ деятельности 2 Сценическая свобода Самоконтроль 2 Культура речи Взаимоконтроль 2 Развитие координации движений Зачет 2 Развитие способностей к лицедейству 2 Показ творческих работ 2 Показ творческих работ 2 Показ творческих работ Упражнения 2 Развитие способностей к лицедейству Концерт 2 Искусство быть зрителем Концерт 2 Искусство быть зрителем 2 Развитие координации движений Педагогическое наблюдение 2 Культура речи Взаимоконтроль 2 Культура речи Взаимоконтроль 2 Культура речи Взаимоконтроль 2 Показ творческих работ Самоконтроль 2 Показ творческих работ Самоконтроль 2 Искусство быть зрителем Самоконтроль 2 Сценическая свобода 2 Сценическая свобода Упражнения Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Тренинг актерского мастерства Семинар практикум Семинар практикум Семинар практикум Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельное задание Практическая работа Практическая работа Практическая работа Самостоятельное задание Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Практическая работа Практическая работа 10 1 4 неделя мая 10 2 4 неделя мая 10 3 5 неделя мая 10 4 5 неделя мая 10 5 5 неделя мая Поход в театр Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства Тренинг актерского мастерства 2 Развитие способностей к лицедейству Эссе 2 Развитие способностей к лицедейству Самоконтроль 2 Показ творческих работ Самоконтроль 2 Показ творческих работ Самостоятельное задание 2 Показ творческих работ Самостоятельное задание Всего : 210 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной программе «Театральная студия «Место действия»» На 2023-2024 учебный год Возраст обучающихся: 10-17 лет Год обучения: второй № п\ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Дата Форма занятий 2 неделя Беседа сентября 2 неделя сентября 2 неделя сентября 3 неделя сентября Беседа Урок-тренинг Тренинг на постановку голоса 3 неделя Тренинг на сентября постановку голоса 3 неделя Самостоятельная сентября работа 4 неделя Самостоятельная сентября работа 4 неделя Практикум сентября 4 неделя Практикум сентября 5 неделя Тренинг на сентября постановку голоса 5 неделя Практикум сентября 5 неделя Самостоятельная сентября работа 1 неделя Самостоятельная октября работа 1 неделя Самостоятельная октября работа 1 неделя Практикум октября 2 неделя Самостоятельная октября работа 2 неделя Урок-тренинг октября 2 неделя Практикум октября КолТема занятия во часов 2 Введение. Знакомство. Правила внутреннего распорядка. 2 Предлагаемые обстоятельства 2 Оценка факта и сценического действия 2 Речь и голос Формы контроля Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Тест Беседа 2 Речь и голос Взаимоконтроль 2 Работа над ролью Беседа 2 Работа над ролью 2 Развитие физических способностей Развитие физических способностей Речь и голос Творческая работа Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Взаимоконтроль 2 2 2 2 Развитие физических способностей Работа над ролью 2 Работа над ролью 2 Работа над ролью 2 Сценическая самостоятельность Работа над ролью 2 2 2 Устранение мышечных зажимов Развитие физических способностей Педагогическое наблюдение Творческая работа Творческая работа Творческая работа Сценарий Беседа Игровое задание Педагогическое наблюдение 19 20 3 неделя октября 3 неделя октября 21 3 неделя октября 22 4 неделя октября 4 неделя октября 4 неделя октября 5 неделя октября 5 неделя октября 5 неделя октября 2 неделя ноября 2 неделя ноября 2 неделя ноября 3 неделя ноября 3 неделя ноября 3 неделя ноября 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 4 неделя ноября 4 неделя ноября 4 неделя ноября 5 неделя ноября 5 неделя ноября 5 неделя ноября 1 неделя декабря 1 неделя декабря 1 неделя Самостоятельная работа Тренинг на постановку голоса Тренинг на постановку голоса Самостоятельная работа Практикум 2 Работа над ролью 2 Речь и голос Творческая работа Взаимоконтроль 2 Речь и голос Взаимоконтроль 2 Работа над ролью 2 Практикум 2 Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Практическая работа Практическая работа Урок-тренинг 2 Оценка факта и сценического действия Оценка факта и сценического действия Работа над ролью Творческая работа Этюд 2 Работа над ролью Эссе 2 Работа над ролью 2 Основы хореографии 2 Основы хореографии 2 Самостоятельная работа Самостоятельная работа Тренинг на постановку голоса Самостоятельная работа Урок-тренинг 2 Предлагаемые обстоятельства Работа над ролью 2 Работа над ролью 2 Речь и голос Творческая работа Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Практическая работа Творческая работа Творческая работа Взаимоконтроль 2 Работа над ролью 2 Урок-тренинг 2 Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Тренинг на постановку голоса Самостоятельная работа Урок-тренинг 2 Предлагаемые обстоятельства Предлагаемые обстоятельства Работа над ролью 2 Работа над ролью 2 Работа над ролью 2 Речь и голос Творческая работа Творческая работа Взаимоконтроль 2 Работа над ролью Сочинение 2 Предлагаемые Этюд Этюд Беседа Творческая работа Этюд Этюд Эссе 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 декабря 2 неделя декабря 2 неделя декабря 2 неделя декабря 3 неделя декабря 3 неделя декабря 3 неделя декабря 3 неделя января 3 неделя января 3 неделя января 4 неделя января 4 неделя января 4 неделя января 5 неделя января 5 неделя января 5 неделя января 2 неделя февраля 2 неделя февраля 2 неделя февраля 3 неделя февраля 3 неделя февраля 3 неделя февраля 4 неделя февраля 4 неделя февраля 4 неделя февраля 5 неделя Практическая работа Практическая работа Практикум 2 обстоятельства Основы хореографии 2 Основы хореографии 2 Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Практикум 2 Сценическая самостоятельность Показ учебных работ 2 Показ учебных работ 2 Показ учебных работ 2 Показ учебных работ 2 Показ учебных работ 2 Работа над ролью 2 Работа над ролью 2 Практикум 2 Практикум 2 Самостоятельная работа Самостоятельная работа Урок-тренинг 2 Развитие физических способностей Развитие физических способностей Оценка факта и сценического действия Работа над ролью 2 Работа над ролью 2 Самостоятельная работа Самостоятельная работа Тренинг на постановку голоса Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Практикум 2 Предлагаемые обстоятельства Работа над ролью 2 Работа над ролью 2 Речь и голос 2 Работа над ролью 2 Работа над ролью 2 Работа над ролью 2 Самостоятельная работа Самостоятельная 2 Сценическая самостоятельность Работа над ролью 2 Работа над ролью Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Показ Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Творческая работа Творческая работа Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Этюд Беседа Творческая работа Этюд Творческая работа Творческая работа Зачет Творческая работа Творческая работа Беседа Показ Творческая работа Творческая 68 69 70 февраля 5 неделя февраля 5 неделя февраля 1 неделя марта 71 1 неделя марта 72 1 неделя марта 2 неделя марта 2 неделя марта 2 неделя марта 3 неделя марта 3 неделя марта 3 неделя марта 4 неделя марта 4 неделя марта 4 неделя марта 5 неделя марта 1 неделя апреля 1 неделя апреля 2 неделя апреля 2 неделя апреля 2 неделя апреля 3 неделя апреля 3 неделя апреля 3 неделя апреля 4 неделя апреля 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 работа Лекция работа Анализ работы 2 Основы сценографии Практическая работа Тренинг на постановку голоса Тренинг на постановку голоса Практическая работа Самостоятельная работа Практическая работа Семинарпрактикум Практическая работа Практическая работа Самостоятельная работа Практикум 2 Основы хореографии 2 Речь и голос Педагогическое наблюдение Взаимоконтроль 2 Речь и голос Взаимоконтроль 2 Основы хореографии Показ 2 Работа над ролью 2 2 Оценка факта. Работа над ролью Основы сценографии Творческая работа Коллективное обсуждение Анализ работы 2 Основы сценографии Игровое задание 2 Основы сценографии Игровое задание 2 Работа над ролью 2 Урок-тренинг 2 Урок-тренинг 2 Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа 2 Сценическая самостоятельность Предлагаемые обстоятельства Предлагаемые обстоятельства Работа над ролью Творческая работа Показ 2 Работа над ролью 2 Работа над ролью 2 Работа над ролью 2 Работа над ролью 2 Показ учебных работ 2 Показ учебных работ 2 Показ учебных работ 2 Работа над ролью 2 Работа над ролью Этюд Этюд Беседа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Эссе Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 92 4 неделя апреля 93 4 неделя апреля 94 5 неделя апреля 5 неделя апреля 2 неделя мая 2 неделя мая 3 неделя мая 3 неделя мая 4 неделя мая 4 неделя мая 4 неделя мая 5 неделя мая 5 неделя мая 5 неделя мая 95 96 97 98 99 10 0 10 1 10 2 10 3 10 4 10 5 Тренинг на постановку голоса Тренинг на постановку голоса Урок-тренинг 2 Основы хореографии Педагогическое наблюдение 2 Основы хореографии Педагогическое наблюдение 2 Этюд Урок-тренинг 2 Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Урок-тренинг 2 Предлагаемые обстоятельства Предлагаемые обстоятельства Работа над ролью 2 Показ учебных работ 2 Работа над ролью 2 Работа над ролью Практическая работа Практическая работа Практическая работа Беседа 2 Работа над ролью Эссе 2 Этюд Урок-тренинг 2 Урок-тренинг 2 Урок-тренинг 2 Самостоятельная работа 2 Предлагаемые обстоятельства Предлагаемые обстоятельства Предлагаемые обстоятельства Предлагаемые обстоятельства Показ учебных работ Всего : 210 Этюд Этюд Практическая работа Практическая работа Концерт